102. И возьмите себе плод дерева великолепного

Услышано на ушпизин (Ушпизин (арам. «гости») – вечерние трапезы, устраиваемые в полупраздничные дни Суккота. Каждая из них посвящена одному из семи праведников: Аврааму, Ицхаку, Яакову, Йосефу, Моше, Аарону, Давиду) Йосефа.


В стихе [Писания сказано]: «И возьмите себе … плод дерева великолепного» [Ваикра, 23:40] т.е. свойство праведника, который называется «деревом плодоносным», и в этом вся разница между святостью и Ситрой Ахрой – что «другой бог будет выхолощен и не принесет плодов» [Зоар, Мишпатим, п. 166]. В то же время праведник называется «великолепием» ‘а-дар’, поскольку он приносит плод, который «живет» ‘дар’ на его дереве из года в год. Поэтому сказано о Йосефе: «Он обеспечивает пропитанием все народы земли» [Берешит, 42:6], т.е. он питает их теми плодами, которые были у него. А у них плодов не было. И потому каждый чувствовал его состояние – происходит ли оно от доброй стороны или наоборот.

И в этом смысл слов: «И снабжал Йосеф … хлебом по количеству детей» [Берешит, 47:12. И снабжал Йосеф отца своего и братьев своих, и весь дом отца своего хлебом по количеству детей]. «Детьми» ‘таф’ называется свойство Гар, как сказано: «И будут они налобной повязкой ‘тотафо́т’ меж глаз твоих» [Дварим, 6:8], и это головные тфилин. И потому Йосеф называется «сыном старости» [Берешит, 37:3. // Идиома означающая: «поздний ребенок»], «сыном мудреца» [Берешит, 37:3. Таргум Онкелос. // Онкелос переводит выражение «сын старости» на арамейский: «бар хаким», т.е. «сын мудреца»]. И в этом смысл слов: «Для поддержания жизни ‘михья́’ послал Он меня» [Берешит, 45:5. Теперь же не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда, ибо для поддержания жизни послал меня Всесильный перед вами], что означает «моах хая́», который является свойством Гар.

И в этом смысл слов: «А я [т.е. Яаков] дал тебе одну долю ‘шхем’ сверх братьев твоих, которую взял я из рук эморейца мечом моим и моим луком» [Берешит, 48:22] (чтобы сыновья его [т.е. Йосефа] взял две доли. А «шхем» означает долю, так объясняет Раши). Т.е. через сыновей своих, а сыновьями называются плоды. И это дал он Йосефу.

И потому написано о Шауле: «На голову [Букв.: «начиная с плеч ‘шехем’»] был он выше всего народа» [Шмуэль 1, 9:2]. И в этом смысл слов: «У тебя – [дорогая] одежда, тебе и быть главою» [Йешая, 3:6]. Как сказано: «Дети – зачем приходят они [учиться]? Чтобы дали вознаграждение тем, кто привел их» [Трактат Хагига, 3:1]. И [талмуд] спрашивает, зачем им нужна мудрость, ведь «не толкование главное, а действие» [Трактат Авот, гл, 1, мишна 17]. И отвечает: чтобы дать вознаграждение тем, кто привел их, ибо мудрость приводит к действию.

А смысл конфликта между Шаулем и Давидом был в том, что у Шауля не было никакого изъяна, поэтому он царствовал год, и не нужно было продлевать его царствование, потому что он завершил всё в короткий срок. В то же время Давид должен был царствовать сорок лет. Давид был из колена Йеуды, который был сыном Леи, мира скрытия. Тогда как Шауль был из [колена] Биньямина, сына Рахели, от мира раскрытия. Поэтому он был противоположен Давиду. Поэтому Давид сказал: «Мирен я» [Псалмы, 120:7], т.е. я постигаю для всех, и я люблю всех, «но как заговорю я, они – к войне»16.

Так же и Авишалом [В Танахе есть две формы написания имени третьего сына Давида: Авшалом и Авишалом] был противоположен Давиду. И в этом смысл греха Йеровама бен Навата, которого Творец схватил за платье и сказал ему: «Я и ты, и бен Ишай [т.е. Давид] будем гулять по Эденскому саду». И спросил он Его: «Кто будет идти первым?» И сказал ему Творец: «Бен Ишай будет первым». И тогда он ответил: «Не хочу» [Трактат Санедрин, 102:1].

А дело в том, что порядок ступеней таков, что сначала идет мир скрытия, а потом – мир раскрытия. И это называется: «Есть у меня всё» , «Есть у меня много» [Берешит, 33:9-11. (9) И сказал Эсав: «Есть у меня много, брат мой, пусть твое останется у тебя». (10) Но Яаков сказал: «О нет, если я нашел милость в глазах твоих, то прими мой дар из руки моей, ибо поистине, увидел я лицо твое, как видят лицо ангела, и ты благоволил ко мне. (11) Прими же благодарность мою, которая поднесена тебе, так как Всесильный одарил меня, и так как есть у меня всё». И упросил он его, и тот принял]. Ведь «много» – это свойство Гар, а «всё» – это свойство Вак. И в этом объяснение слов: «Как же поднимется Яаков, ведь мал он?» [Амос, 7:5] И потому Яаков забрал у него первородство, ибо потом у него стало «всё», ведь у него было также и свойство Гар. И это пришло к нему благодаря Йосефу, в свойстве: «И снабжал Йосеф».

И это называется, «что ненавистна Лея» [Берешит, 29:31], ибо от нее происходит вся ненависть и все споры, которые есть у мудрецов. И отсюда же происходит спор между Шамаем и Гиллелем. А в будущем два стана станут одним, т.е. стан Йосефа и стан Йеуды. И потому сказал Йеуда Йосефу: «Позволь, господин мой» [Берешит, 44:18], ибо тогда произошло единение Йеуды и Йосефа. Однако Йеуда должен быть главным.

И это называется, что великий Ари был Машиахом бен Йосефом. Поэтому он мог настолько раскрыть мудрость, ведь у него было позволение от мира раскрытия. А спор этот происходил от: «И толкались сыновья в утробе ее» [Берешит, 25:22], ведь у Эсава были драгоценные одежды, которые были у Ривки.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля