125. Наслаждающий субботу

Услышано 15 июня 1949 г. (Еврейская дата: 8 сивана 5709 г), Иерусалим


«Всякому наслаждающему субботу дают надел без границ, ведь сказано: «То наслаждаться будешь в Творце, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова…» [Йешая, 58:13-14. (13) Если удержишь в субботу ногу свою, [удержишься] от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь субботу отрадой, святой [день] Творца – почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова [об этом] (14) То наслаждаться будешь в Творце, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Творца сказали [это]] Не Авраама, о котором сказано: «Встань, исходи эту землю в длину ее…» [Берешит, 13:17] И не Ицхака, как сказано: «Ибо тебе и твоему потомству дам все эти земли» [Берешит, 26:3]. А Яакова, о котором сказано: «И распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг» [Берешит, 28:14]» [Трактат Шаббат, 118:1-2].

И Гмару в ее простом смысле понять трудно. Неужели каждому из Израиля дадут весь мир, т.е. надел без границ?

И приведем сначала высказывание наших мудрецов: «А в грядущем будущем Творец вынет солнце из футляра ‘нартик’ его и будет жарить [им]. Грешники будут наказаны им, а праведники излечатся им… как сказано: «Ибо вот приходит день тот, пылающий, как печь; и станут все надменные и все творящие преступление, как солома, и спалит их день грядущий тот, сказал Творец Цваот, так что не оставит им ни корня, ни ветви» [Малахи, 3:19]. Ни корня в этом мире, ни ветви в будущем мире. Праведники излечиваются им, как сказано: «И засияет вам, боящиеся имени Моего, солнце спасения, и исцеление – в крыльях его…» [Малахи, 3:20] И, мало того, они еще и насладятся им» [Трактат Авода Зара, 3:2].

И следует разгадать загадку мудрецов: что такое солнце и что такое футляр? И откуда исходит эта противоположность? И что такое: «Корень в этом мире, а ветвь в будущем мире»? И что значит: «И, мало того, они еще и насладятся им»? Ему следовало бы сказать: «Излечатся и насладятся им». И почему «мало того», как сказано?

И это понятно из высказывания мудрецов: «Исраэль ведут календарь по луне, а народы мира – по солнцу» [Трактат Сукка, 29:1]. Имеется в виду, что свет солнца – это название более четкого знания, как сказано: «Ясная, как солнце» [Песнь песней, 6:10]. А народы мира, которые не приняли Тору и заповеди, как сказано, что «Творец приносил [Тору] ко всем народам и племенам» [Трактат Авода Зара, 2:2], так как они не хотели наслаждаться светом Торы, являющейся свойством Луны, которая получает от света Творца, т.е. света солнца, иными словами, общего света, – но вместе с тем у них есть побуждение, желание и стремление исследовать имя Творца и познать Его самого.

В то же время Исраэль ведут счет по луне, и это Тора и заповеди, в которые облачен свет Солнца. И потому Тора есть свойство футляра для Творца. И сказано в книге Зоар, что «Тора и Творец суть одно». Другими словами, свет Творца облачен в Тору и заповеди. И Он и футляр Его суть одно. И потому Исраэль ведут счет по луне, т.е. чтобы прийти к совершенству в Торе и заповедях. И автоматически удостаиваются также и Творца. Однако народы мира – из-за того, что не соблюдают Тору и заповеди, т.е. футляр, – нет у них даже света солнца.

И в этом смысл того, что «в грядущем будущем Творец вынет солнце из футляра его» [Трактат Авода Зара, 3:2]. И сказали [мудрецы]: «Шхина среди нижних есть высокая необходимость». Другими словами, Творец желает и страстно стремится к этому. И в этом смысл «шести дней творения», т.е. работы в Торе и заповедях, ибо «всё сотворил Творец ради Себя» [Притчи, 16:4], и даже будничные дела есть тоже работа Творца. Как сказано: «Не для пустоты создал Он ее [т.е. землю], а для заселения сотворил ее» [Йешая, 45:18]. И поэтому это называется футляром.

А суббота есть свойство света солнца, день отдыха для вечной жизни. Иными словами, Он подготовил мир на двух ступенях:

  1. чтобы раскрылась Шхина Его благодаря Торе и заповедям в плане шести дней творения,
  2. чтобы раскрыться в мире без Торы и заповедей.

И это означает: «В свой срок ‘бе-ита’ ускорю ‘ахишена’» [Йешая, 60:22]. Удостоились – ускорением, т.е. путем Торы и заповедей. Не удостоились – в свой срок. Ибо развитие творения в великих страданиях несет конец и избавление человечества, пока Творец не поместит Шхину Свою среди нижних. И это называется «в свой срок», т.е. согласно развитию во времени.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля