190. Всякое действие оставляет след

Услышано 15 апреля 1949 г. (Еврейская дата: первый день Песаха, 5709 г.) , на пасхальной трапезе


[Бааль Сулам] спросил, действует ли на нас освобождение нашей земли от рук поработителей. Ведь мы удостоились того, что стали свободны от ярма народов. И мы стали как все народы, которые не порабощают друг друга. И подействовала ли эта свобода на нас так, что у нас есть от этого какое-то ощущение служения Творцу.

И он сказал, что мы не должны думать, что это не подействовало на нас – дескать, у рабства нет никакого отличия от этой свободы. Это невозможно. Ведь Творец, страшно сказать, не работает просто так. А всё, что Он сделал, отражается на нас – как в хорошем, так и в плохом смысле. Другими словами, от всякого действия, которое Он совершает, – как в позитиве, так и в негативе, то есть будь это свет или тьма, – к нам приходит дополнительная сила, либо мы приходим к подъему от этого действия. Это так, потому что в духовном нет …, ибо всегда есть власть и сила, и под действием этой силы мы обязаны продолжать. Поэтому человек не может сказать, что та свобода, которой мы достигли, не произвела в нас никакого изменения. Но, если мы не чувствуем изменения к лучшему, то мы обязаны сказать, что тут есть изменение к худшему, хоть мы и не чувствуем этого.

А на исходе праздника, после Авдалы [Церемония отделения субботы или праздника от буден], он дал объяснение этому, уподобив это субботней или праздничной трапезе, когда благодаря материальным наслаждениям по принципу ветви и корня мы возбуждаем духовные наслаждения, подобные будущему миру. И нет сомнения, что для того, чтобы ощутить вкус, подобный будущему миру, нужна большая подготовка в течение шести дней работы. И какова мера его подготовки, такова и мера его ощущения.

А без всякой подготовки и намерения привлечь духовный вкус субботы получается наоборот, ибо из-за материальных наслаждений он становится хуже. И после материальной трапезы человека тянет только ко сну и не более. Ведь после еды люди засыпают. Получается, что еда опустила его еще ниже.

Ведь нужно прилагать большие усилия, чтобы благодаря материальным наслаждениям прийти к духовности. Ибо таково было желание Царя. Хотя они и противоречат друг другу – ведь духовность находится под [воздействием] линии отдачи, а материальное – под [воздействием линии] получения. Но, поскольку такова была воля Царя, духовность следует за теми материальными наслаждениями, которые находятся под заповедями Творца, каковым является наслаждение от субботы и праздника.

Аналогично, мы должны видеть, что и при той свободе, которой мы удостоились, следует настраиваться и проводить большую подготовку, чтобы привлечь духовную свободу, называемую свободой от ангела смерти. То есть тогда мы удостаиваемся свойства «полна земля славы Его» [Йешая, 6:3], которое называется мохин де-Аба ве-Има. Это означает, что мы не видим никакого места и никакого времени, в которое не мог бы быть облачен Творец так, что мы не сможем сказать: в это время или в этом месте Он не может, страшно подумать, облачиться. Ибо «полна земля славы Его». А до этого существует разница и различие «между светом и тьмой, и между Исраэлем и другими народами» [Из текста Авдалы]. Ибо в месте света пребывает Творец, в отличие от места тьмы.

Аналогично – у Исраэля есть место, в котором может пребывать свет Творца, относящийся к Исраэлю. Тогда как в народы мира Творец не облачается. И «между днем седьмым и шестью днями действия»4. Тогда как, когда мы удостаиваемся мохин де-Аба ве-Има, мы удостаиваемся свойства «полна земля славы Его», в котором нет различия между временами, а во всех местах и во всех временах пребывает свет Творца.

И в этом смысл Песаха, когда Исраэль удостоились состояния свободы, то есть мохин де-Аба ве-Има, являющегося свойством «полна земля славы Его», и, автоматически, нет места для злого начала, так как оно своими действиями не отдаляет от служения Творцу. А, наоборот, мы видим, как оно приблизило человека к работе Творца. Однако это свойство было лишь со стороны пробуждения свыше. Поэтому [мудрецы] сказали, что святая Шхина сказала: «Подобно капле красной розы видела я» [Мидраш Раба на Песнь песней, 7:3]. То есть он видел, что есть место, которое всё еще нужно исправлять. То есть в этом месте Творец не может светить. Поэтому они должны были считать семь недель счета Омера, чтобы исправить места, чтобы он мог увидеть, что «полна земля славы Его».

И это подобно царю, у которого есть замок, полный всех благ, но у него нет гостей. Поэтому он создал людей, чтобы они пришли получить все Его блага. Но ведь мы не видим замка, полного всех благ, а, наоборот, [видим,] что весь мир полон страданий. И в этом объяснение, что «вина царского ‘малхут’ вдоволь» [Эстер, 1:7], то есть со стороны малхут нет никакого недостатка в вине. То есть в наслаждениях, уподобляемых вину. А недостаток есть только со стороны келим. Ведь у нас нет получающих келим, пригодных для получения высшего блага. Ибо именно в отдающие келим можно получать. И какова величина келим, такова и величина высшего блага. Таким образом, все изменения происходят только в келим, а не в светах. И потому Писание говорит нам, что «сосуды ‘келим’ – разные, а вина царского [вдоволь], с царской щедростью»6. То есть как это было в замысле творения, а именно – насладить Свои создания в соответствии с возможностью Творца.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля