194. По поводу семи полных дней

Переписано с рукописи моего отца и учителя


По поводу семи полных [дней] освящения луны [Согласно обычаю следует освящать луну только после того как прошло 7 полных дней после новолуния и делать это на исходе субботы], когда принято ждать семь полных [дней], и, кроме того, на исходе субботы. А не как делают, когда исход субботы приходится посередине семи дней, то освящают луну, или когда ей исполнилось семь дней, то есть суток, и не ждут исхода субботы. Надо не только ждать [исполнения] ровно семи полных дней, но чтобы это происходило именно на исходе субботы.

А дело в том, что луна есть свойство малхут, которая называется «седьмой» ‘швии́’, что означает «ибо во мне Он» ‘ше-би у’. То есть в тот час, когда суббота наполняется от шести дней работы, называемыми «он», суббота говорит: «Во мне он». Где «он» – это солнце, а «во мне» – это луна, которая принимает от солнца весь свет, который есть в нем, а у нее самой нет ничего. Однако в ней есть два свойства, которые называются «суббота» и «месяц». Ибо малхут по своей сути считается также четырьмя известными свойствами ХУБ ТУМ. Где три первых свойства (хохма, бина, тиферет) называются субботой, и это и есть три трапезы, которые названы и указаны в Торе в троекратном «сегодня» [Шмот, 16:25. И сказал Моше: «Ешьте его сегодня, ибо сегодня – суббота для Творца, сегодня вы не найдете его в поле»]. Однако четвертая стадия, которая указывает на исход субботы или месяца, не входит в состояние «сегодня» (букв. «сей день»), как сказано выше, ибо это ночь, а не день.

Можно было бы спросить: но ведь и первая субботняя трапеза тоже происходит ночью, как же она называется в Торе «сей день»? Однако субботняя ночь называется: «День … известен будет он Творцу: не день и не ночь. И будет к вечеру: будет свет» [Захария, 14:7]. В то же время ночь на исходе субботы, это еще тьма, а не свет. Поэтому наши мудрецы указали нам в устной Торе накрывать стол также и на исходе субботы, чтобы исправить также и эту тьму и ночь, которые всё еще остаются без исправления. И это, как известно, называется «проводы царицы», и питает и дополняет ту самую «косточку луз» [Кость, которая, как считается, не гниет, и из нее при воскресении мертвых будет восстановлено тело], которая означает вышеупомянутую четвертую стадию, ничего не получающую от трех субботних трапез, как выяснилось выше. Однако эта четвертая стадия всё время совершенствуется, что называется «месяц сегодня», что означает освящение месяца, ибо Исраэль освящают времена, то есть тот упомянутый выше «остаток» ‘шеарит’, который не получает питания от субботней трапезы, как сказано выше.

И потому даже коэн, высший из братьев своих [Ваикра, 21:10. Коэн же высший из братьев своих, на голову которого возлито масло для помазания и который уполномочен облачаться в одежды для служения, — волос головы своей да не растреплет и одежд своих да не распарывает], [то есть Первосвященник] выше которого нет в высшей святости, и потому он предупрежден и не должен оскверняться ни от кого из своих умерших родственников [Ваикра, 21:11. И ни к какому умершему не должен он подходить, даже отцом своим и матерью своей не должен он осквернять себя], и Писание предупреждает его: «Только из-за жены своей ‘шеаро’, близкой к нему» [Ваикра, 21:1-3. И сказал Творец, обращаясь к Моше: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им: никто из них да не осквернится прикосновением к умершим из народа своего. (2) Только из-за жены своей, близкой ему, из-за матери своей и из-за отца своего, и из-за сына своего, и из-за дочери своей, и из-за брата своего, (3) и из-за сестры своей, девицы, близкой к нему, не бывшей замужем, можно ему оскверниться»], – от нее [можно ему] оскверниться. И пойми это со сказанным выше, что вся высшая святость исходит из субботы, из того, что эта «косточка луз», то есть четвертая стадия, называемая «остаток» ‘шеаро’, не получает от субботней трапезы, а потому Первосвященник не избавлен от осквернения из-за нее.

И состояние исправления, заключенное в освящении месяца, действительно, привлекается от субботы и ее свечений, что называется: Моше затруднялся [в определении новолуния], пока Творец не показал ему подобие огненной монеты [Шмот, 30:13. Это пусть дадут – комм. Раши. Он показал ему [Моше] подобие огненной монеты весом в половину шекеля и сказал ему: «Такое должны они дать»], и сказал ему: когда увидишь такую, благословляй [Шмот, 12:2. Комм. Раши]. Объяснение – что Моше был в большом затруднении, потому что он не мог благословлять, так как вся сила Моше является свойством субботы, ибо в субботу была дана Тора. И потому он не нашел исправления на этот остаток во всех светах святой Торы, так как этот остаток не питается от всего этого, как выяснилось выше. И потому Моше был в затруднении.

И что сделал Творец? Взял ее и создал в ней форму внутри формы, подобно огненной монете, где форма, отпечатанная на ней с одной стороны не похожа на форму с другой стороны, как сказали наши мудрецы [Трактат Бава Батра, 97:2] о монете праотца Авраама, на которой с одной стороны [отпечатаны] старик и старуха, – что означает вторую стадию, свойство милосердия, – и юноша и девственница с другой стороны, что означает четвертую стадию, свойство сурового суда, от слов: «И никакой муж не познал ее» [Берешит, 24:16]. И две эти формы соединились вместе так, что, когда Творец хочет привлечь туда исправление субботних светов посредством работы праведников, Творец показывает этим праведникам ту форму, которая происходит от трех первых свойств малхут, то есть то, что называется у нас «вторая стадия», которую эти праведники могут освятить субботними светами, как сказано выше, что это называется…


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля