22. Тора лишма

Услышано 6 февраля 1941 г. Еврейская дата: 9 швата, 5701 г.


Главным образом, «Тора лишма» (букв. «Тора ради нее самой») называется когда учатся, чтобы абсолютно четко знать именно внутри знания, без всякого сомнения в выяснении истины, что «есть суд и есть судья».

«Есть суд» называется, что мы видим реальность такой, какой она предстает перед нашими глазами. То есть мы видим, что когда мы работаем в свойстве веры и отдачи, мы растем и поднимаемся изо дня в день, ибо всякий раз мы видим изменение к лучшему.

Верно и обратное, когда мы работаем в свойстве получения и знания, то мы видим, что мы опускаемся изо дня в день, вплоть до самого дна низости, которая только есть в мире.

Когда мы смотрим на эти два состояния, мы видим, что «есть суд, и есть судья». Ведь, когда мы не идем согласно законам истинной Торы, мы сейчас же на месте получаем наказание. Тогда мы видим, «что есть суд справедливости». Это означает, что мы видим, что именно это есть самый лучший путь, и он может и способен дойти до истины.

И потому называется, что «суд есть суд праведный», и только так можно прийти к совершенству цели. То есть что он поймет внутри знания полным и абсолютным пониманием, выше которого нет, что только с помощью свойства веры и отдачи можно прийти к цели.

Поэтому, если мы учимся ради этой цели: понять, что «есть суд, и есть судья», – это называется «Торой лишма». И в этом смысл слов наших мудрецов: «Велико учение, приводящее к действию»2. И, на первый взгляд, надо было сказать: «приводящее к действиям». То есть чтобы он мог делать множество действий – во множественном числе, а не в единственном.

Но дело обстоит, как сказано выше, так, что учеба должна привести его к свойству веры. А вера называется «одной заповедью», которая «склоняет весь мир на чашу заслуг». И вера называется «действием», из-за того что, как принято в мире, если кто-то делает что-то, вначале должна быть какая-то причина, которая заставляла бы его действовать внутри знания. И это как нечто общее между разумом и действием.

Однако, когда это выше знания, и знание не дает ему делать это, а, наоборот, – тогда мы обязаны сказать, что в этом действии нет никакой логики, а есть лишь действие. И в этом смысл слов: «Исполнил одну заповедь – счастлив, что склоняет себя и т.д. на чашу заслуг». И в этом смысл слов: «Велико учение, приводящее к действию [Трактат Кидушин, 40:2], то есть к свойству действия без знания, что называется «выше знания».


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля