233. О прощении, извинении и искуплении (Из молитв в Йом Кипур)


«Прощение» ‘мехила́’ – от слов «подслащает ‘махли́’ во благо» [Трактат Авода Зара, 39:1]. То есть именно благодаря возвращению из любви, когда злодеяния становятся для него как заслуги, получается, что он «подслащает» злодеяния «во благо», то есть [превращает их] в заслуги.

«Извинение» ‘слиха́’ – от слов «пошлет ‘ве-шилах’ свой скот» [Шмот, 22:4] («самех» ‘с’ и «шин» ‘ш’ чередуются). То есть он отсылает злодеяния от себя и говорит, что, начиная с сегодняшнего дня, он будет совершать только заслуги, что считается возвращением из страха, когда злодеяния становятся для него как заблуждения.

«Искупление» ‘капара́’ – от слов «и искупит жертвенник» [Ваикра, 16:33. И искупит святилище, и шатер откровения, и жертвенник искупит, и коэнов, и всё общество народа искупит], от слов «и Он хочет вытереть ‘лехапо́рей’ руки этим мужем» [Трактат Гитин, 46:1]. Поэтому, когда человек знает, что он грязен, у него нет дерзости и наглости входить в Царский дворец. И поэтому человеку тяжело, когда он видит и помнит свои дурные дела, противоречащие желанию Царя заниматься в это время Торой и заповедями. А тем более просить у Царя, что он хочет слиться и соединиться с Ним.

Поэтому нужно искупление. То есть чтобы он не видел своего несчастного состояния, насколько он находится в самом низу, и не помнил своего состояния, чтобы у него была возможность получить радость от того, что он сможет заниматься Торой и работой. И тогда, когда него будет радость, тогда у него будет возможность просить о соединении с Царем. Ведь «Шхина пребывает только лишь в месте радости» [Шабат, 30:2]. Поэтом сначала нужно искупление. А потом, когда совершают возвращение из страха, удостаиваются свойства «извинение». А потом возвращение из любви – удостаиваются свойства «прощение».

Нужно верить, что всё, что происходит в нашем мире, всё находится под Управлением. И нет, страшно подумать, никакой случайности. И так же следует знать, что всё, что написано в «[главе] о наказаниях» [Часть главы Ваикра, в которой говорится о проклятиях и благословениях, принято называть «Тохеха» ‘наказание’], – то есть проклятия, – в словах: «Если не послушаете…» [Ваикра, 26:14. А если не послушаете Меня и не будете исполнять все эти заповеди], суть ужасные страдания. А не как думает большинство – то есть некоторые говорят, что это благословения, а не проклятия, и приводят доказательство своим словам в том, что магид из Кожниц [Коженицкий магид, р. Исраэль из Кожениц (1733 – 1814), выдающийся хасидский учитель, ученик магида из Межерича] всегда поднимался к Торе [Восхождение (подъем) к Торе – вызов человека для публичного чтения отрывка из Торы в синагоге] во время «главы о наказаниях». На это он [Бааль Сулам] говорит, что это настоящие проклятия и беды. И это, как мы видим сами, что проклятия существуют в реальности. Другими словами, мы ощущаем в этом мире вкус ужасных страданий, которые невозможно выдержать. Однако мы должны верить, что все эти страдания нужно связывать с Управлением, ибо Он создает всё. Ведь Моше, учитель наш, взял эти проклятия и соединил их с Творцом, и это называется: «И при всем страхе великом» [Дварим, 34:12. И при всей крепкой руке и при всем страхе великом, что совершил Моше на глазах у всего Исраэля]. И когда верят в это, верят также и в «есть суд и есть судья». Поэтому магид поднимался [к Торе] во время «главы о наказаниях», потому что только он мог соединить проклятия и страдания с Творцом, так как он верил в «есть суд и есть судья», и благодаря этому из всех этих проклятий произрастали настоящие благословения, ибо «Всесильный сделал так, чтобы боялись Его» [Коэлет, 3:14].

И в этом смысл слов: «От самого удара исцеляет повязка» [Из слихот на посты после Песаха и Сукота]. То есть в том месте, где грешники споткнутся, в том же месте праведники пройдут. Ведь когда они приходят в то место, где нет опоры, в этом месте может прицепиться Ситра Ахра. И тогда грешники споткнутся там. Тот грешник, который не может идти выше знания, падает. Ведь у него нет никакой опоры. И тогда он остается между небом и землей, поскольку это грешники, которые могут делать что-либо только лишь внутри знания, что называется «дурной глаз», «высокомерие» ‘заносчивый взгляд’ [Псалмы, 101:5].

В то же время праведники, относящиеся к свойству «не вознесся взор мой, и не возгордилось сердце мое» [Псалмы,131:1], – пройдут там. Получается, что из этого возникли благословения, то есть благодаря тому, что он соединяет все страдания с Управлением и принимает всё выше знания, у него образовались келим, способные принять благословения.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля