241. Призывайте Его, когда Он близок


«Призывайте Его, когда Он близок» [Йешая, 55:6]. Следует понять, что значит «когда Он близок», – ведь «полна земля славой Его» [Йешая, 6:3], и получается, что Он всегда близок. В таком случае, что значит «когда Он»? Выходит, что есть время, когда Он не близок.

А дело в том, что состояния всегда считаются относительно постигающего и ощущающего человека. Ведь если человек не чувствует близость Творца к нему, из этого ничего не выйдет, – ведь всё измеряется согласно ощущению человека. Ибо может быть так, что один человек чувствует мир, полный всех благ, а другой, который не чувствует благо мира, не может сказать, что существует добрый мир, и говорит согласно своему ощущению – т.е. что это мир, полный страданий.

И об этом предупреждает пророк: «Призывайте Его, когда Он близок». Т.е. он говорит: «Знайте: то, что вы призываете Творца, исходит из того, что Он близок, – т.е. сейчас у вас есть возможность: если вы обратите внимание, то почувствуете, что Творец близок к вам. А это – признак близости Творца». А свидетельство этому – ведь следует знать, что человек по своей природе не способен к слиянию с Творцом, ибо это противоречит его природе, ведь у человека от сотворения есть желание только получать, а слияние есть только отдача. Однако, поскольку Творец зовет человека, как следствие этого у него образуется вторая природа, т.е. он хочет отменить свою природу и прилепиться к Творцу.

И потому человек должен знать, что то, что он произносит слова Торы и молитвы, – это только благодаря Творцу, и пусть он даже и не думает сказать, что это «сила его и мощь руки его», ведь это совершенно противоположно его силе. И это подобно человеку, заблудившемуся в густом лесу, и он не видит никакого выхода, как выйти из него и прийти в населенное место. Тогда он пребывает в отчаянии и совершенно не думает о том, чтобы вернуться домой. А, когда он издали видит какого-то человека или слышит чей-то голос, у него тотчас же пробуждаются желание и стремление вернуться к своему истоку. И он начинает кричать и просить кого-то, чтобы тот пришел и спас его. Так же и тот, кто сбился с хорошего пути и попал в плохое место, и уже приучил себя жить среди хищных зверей – из-за желания получать у него никогда не возникнет мысль о том, что нужно вернуться в место, населенное знанием [Букв.: взвешенное мнение] святости. Но, когда он слышит голос, призывающий его, то он пробуждается к возвращению [к Творцу]. И это голос Творца, а не его собственный голос. Но если он еще не завершил дела свои на пути исправления, он не может почувствовать и поверить, что это был голос Творца, и он думает, что это «сила его и мощь руки его». И об этом предупреждает пророк, что человек должен преодолеть свое мнение и свою мысль и поверить полной верой, что это глас Творца.

И поэтому, когда Творец хочет вывести его из лесной чащи, Он показывает ему какой-то свет издали, и человек собирает и мобилизует остаток своих сил, чтобы пойти по пути, на котором ему видится свет, чтобы достичь его. А если он не связывает этот свет с Творцом и не говорит, что Творец зовет его, свет уходит от него, и он снова остается стоящим в лесу. Получается, что вместо того, что он мог сейчас раскрыть всё свое сердце Творцу, – чтобы Он пришел и вызволил его из плохого места, т.е. из желания получать, и привел бы его в место, населенное знанием, называемое местом людей (букв. «сынов Адама»), как сказано: «уподоблюсь ‘эдамэ’ Высшему» [Йешая, 14:14], т.е. в свойстве желания отдавать, что называется слиянием, – он не воспользовался этой возможностью и снова остался, как раньше.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля