39. И сшили они листья смоковницы

Услышано 16 февраля 1947 г (Еврейская дата: 26 швата 5707 г.)


«Лист» означает тень, которую он производит на свет, то есть на солнце. И есть две тени:

  1. тень, исходящая из святости,
  2. тень, исходящая из греха.

Другими словами, есть два вида скрытия света.

Как в материальном тень производит скрытие солнца, так происходит и скрытие высшего света, называемого «солнце», исходящее из святости, и это происходит благодаря выбору. Как сказано об учителе нашем Моше: «И скрыл Моше лицо свое, ибо страшился взглянуть» [Шмот, 3:6], то есть тень появляется из-за трепета.

А трепет означает, что он боится получить высшее благо, [ведь,] возможно, у него не будет способности построить намерение ради отдачи. Получается, что эта тень исходит из святости, что означает, что он хочет быть слитым с Творцом. Ведь слияние называется отдачей, и он боится, что, возможно, у него не будет способности отдавать. Получается, что он слит со святостью. И это называется «тенью, исходящей из святости».

Но есть «тень, исходящая из греха». То есть скрытие появляется у него не из-за того, что он не хочет получать, а, наоборот, от того, что он хочет получать ради получения. Поэтому свет исчезает. Ведь всё различие между святостью и клипой состоит в том, что святость желает отдавать, а клипа желает только получать и ничего не отдавать. Поэтому эта тень называется исходящей из клипы.

И нет другого способа, чтобы выйти из этого состояния, кроме как согласно словам: «И сшили они листья смоковницы и сделали себе опоясания» [Берешит, 3:7]. «Опоясания» означают силы тела, и они соединились в свойстве тени от святости. Другими словами, хотя сейчас у них и нет света, потому что высшее благо исчезло из-за греха, тем не менее, они преодолели [это], чтобы служить Творцуодной лишь силой «выше знания», и это называется «свойство силы». И потому сказано: «И услышали они голос Творца … и спрятался Адам и его жена» [Берешит, 3:8. И услышали голос Творца Всесильного, проходивший по саду в сторону дня, и спрятался Адам и его жена от Творца Всесильного средь деревьев сада]. То есть они вошли в тень, что означает: «И скрыл Моше лицо свое».

То есть Адам Ришон сделал то же самое, что Моше. «…И сказал ему [Творец]: Где ты? И сказал он: Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, и спрятался» [Берешит, 3:9-10. И воззвал Творец Всесильный к Адаму и сказал ему: Где ты? И сказал он: Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, и спрятался]. «Наг» означает гол от высшего света. И тогда спросил Творец: «В чем причина, по которой ты вошел в тень, что называется «и спрятался»?» Потому что «наг я» – это [произошло] из-за святой тени или из-за греха? И спросил его Творец: «Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты ел?» [Берешит, 3:11] То есть из-за греха.

Однако, когда тень исходит из греха, это называется «идол, и магия, и колдовство». Ибо «одно против другого создал Творец» [Коэлет, 7:14], ведь как есть силы у святости изменять ход вещей и демонстрировать чудеса и знамения, так же есть [такие] силы и у Ситры Ахры.

И потому праведники не пользуются этими силами, так как «одно против другого…» – чтобы у Ситры Ахры не было сил делать, как они. И только в исключительные времена Творец не дает Ситре Ахре ту силу, которая есть у святости. Например, Элияу на горе Кармель, который сказал: «Ответь мне, чтобы не сказали, что это волшебство» [Трактат Брахот, 6:2]. То есть есть сила совершить скрытие на высший свет.

И поэтому опоясания, сделанные из листьев смоковницы, то есть от греха Древа Познания, – эти листья, то есть эта тень, исходят из греха, поскольку причина не исходит из святости, – когда они сами выбирают взять себе тень, – а они взяли эту тень, потому что у них не было другого выхода. Так можно поступать, только чтобы выйти из состояния падения. Однако потом нужно начинать работу заново.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля