43. По поводу истины и веры


Истина – это то, что человек чувствует и видит своими глазами. И это свойство называется «вознаграждение и наказание». То есть нельзя заработать ничего без усилий.

И это подобно человеку, который сидит у себя дома и не хочет делать ничего для своего заработка. И он говорит, что, поскольку Творец – добрый и творящий добро, и дающий всем пропитание, Он поэтому, без сомнений, пошлет ему недостающее. А сам он не должен [совершать] никакого действия. И этот человек, несомненно, умрет от голода, если будет так себя вести. И разум тоже обязывает [думать] так, и так видно невооруженным глазом, и такова истина – то есть что он умрет от голода.

Но вместе с этим он должен верить в свойство «выше знания», то есть даже и без всяких усилий и трудов он тоже может достичь [наполнения] всех своих потребностей благодаря личному управлению. Другими словами, Творец совершает и будет совершать все действия, и человек не помогает Ему ни в чем, а всё делает Творец, и у человека нет возможности прибавить или убавить.

Однако, как возможно, чтобы две эти вещи сочетались вместе, ведь они противоречат друг другу? Но, дело в том, что «одним свойством» называется то, что постигает его разум, то есть без помощи человека – а именно без предварительных трудов и усилий – он не постигнет ничего. И это называется свойством истины, поскольку Творец хотел, чтобы человек чувствовал так. Поэтому этот путь называется путем истины.

И пусть тебе не покажется трудным [Дварим, 15:18] [вопрос]: если два этих пути противоречат друг другу, как же может быть, чтобы такое состояние было истиной? И ответ состоит в том, что «истина» не говорится о пути или состоянии, а «истина» – говорится об ощущении, ибо Творец желал, чтобы человек чувствовал так, и это называется «истина». Получается, что «истина» можно сказать именно о Творце, то есть о Его желании, ведь Он хочет того, чтобы человек чувствовал и видел так.

Но вместе с этим он должен верить, – даже если он не чувствует и не видит этого своим внутренним взором, – что Творец может помочь ему без всякого усилия [получить] всё богатство, которое можно получить. И это только в виде личного управления. И причина того, что человек не может постичь суть личного управления до того, как постиг вознаграждение и наказание, в том, что личное управление вечно, а разум человеческий не вечен. Поэтому вечное не может облачиться в не вечное. Поэтому после того как человек удостоился свойства вознаграждения и наказания, эти вознаграждение и наказание становятся кли, в которое может облачиться понятие личного управления.

И отсюда поймем стих: «Прошу, Творец, спаси же, прошу, Творец, пошли же удачу!» [Псалмы, 118:25] Где «спаси же» – это вознаграждение и наказание, и человек должен молиться, чтобы Творец предоставил ему работу и усилия, благодаря которым у него будет вознаграждение. Но вместе с этим он должен молиться об успехе, который является свойством личного управления, то есть без всякой работы и усилия он удостоится всего богатства, которое есть в мире.

Аналогично, мы видим в материальных обретениях (которые разделены по месту, то есть в двух телах. Тогда как в духовных явлениях мы учим, что всё происходит в одном теле, однако в два момента времени). Есть люди, получающие свои обретения именно благодаря множеству усилий, и большой энергии, и замечательной остроте [мысли]. И вместе с этим мы видим обратное – что люди, не обладающие особой остротой [мысли] и чрезмерной энергией и не прилагающие больших усилий, преуспевают и становятся обладателями самых больших состояний и имущества в мире.

А ответ состоит в том, что эти материальные вещи происходят от своих высших корней, то есть в свойстве «вознаграждения и наказания» и в свойстве «личного управления». И разница лишь в том, что в духовном это раскрывается в одном месте, то есть в одном носителе, но одно за другим, то есть в одном человеке в двух состояниях, а в материальном – это происходит в одно время, но в двух носителях, то есть в одно время, но в двух разных людях.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля