54. Цель работы — 1

Услышано 13 февраля, 1941 г. (Еврейская дата: 16 швата, 5701 г.)


Известно, что главная работа состоит в доставлении («отдаче») наслаждения своему Создателю. Однако следует знать, что значит «отдавать», ведь все привыкли говорить это слово. Но известно, что привычка уничтожает вкус. Поэтому нужно хорошенько выяснить, что означает слово «отдавать».

И дело в том, что в желание отдавать нижнего включено также и желание получать (но желанием получать можно пользоваться с исправлениями). Ибо, если бы не это, не было бы связи между Дающим и получающим. Ведь не исключено, что один будет давать, а второй – не дает ничего взамен, чтобы осуществились партнерские отношения. Ибо, только когда оба раскрывают любовь друг к другу, существует связь и дружба между ними. Однако если один раскрывает любовь, а второй не выказывает никакой реакции, у такой любви нет никакого существования и [даже] права на существование.

И наши мудрецы объяснили по поводу стиха: «И сказать Циону: «Ты – народ Мой»» [Йешая, 51:16] – «Не читай «народ Мой» ‘ами’, а читай: «со Мной ‘ими’ ты» – быть партнером со Мной» [Зоар, Предисловие к книге Зоар, п. 56]. Другими словами, творения находятся в партнерстве с Творцом. Отсюда получается, что когда нижний хочет отдавать Творцу, нижний должен также и получать от Творца. Тогда это называется партнерством, то есть нижний дает, и высший тоже дает.

Однако желание получать должно стремиться слиться с Творцом и получать Его благо, и Его жизненную силу, и Его добро. И в этом состояла цель творения – насладить Его создания. Однако из-за разбиения, которое произошло в мире Некудим, желание получать упало во власть клипот, и из-за этого в этом кли возникло два свойства:

  1. в нем возникло отношение к наслаждениям от разделения; и работа, позволяющая выйти из-под власти этой клипы, называется «работа по очищению»;
  2. второе свойство, которое возникло вследствие этого разбиения, [заставляет] отдаляться от духовных наслаждений, то есть человек отдаляется от духовного, и у него нет никакого стремления к духовному. И исправление этого называется «святость».

И порядок работы – стремиться к Его величию, и тогда Творец светит ему в эти келим. Однако следует знать, что в той мере, в которой у него есть келим, относящиеся к свойству чистоты, – что называется свойством «ненавидьте зло», – точно в той же мере он может работать в свойстве святости, как сказано: «Любящие Творца ненавидьте зло» [Псалмы, 97:10].

Из этого следует, что есть два свойства: 1) чистота, 2) святость.

Где святостью называется кли, являющееся подготовкой к получению добра Творца – с точки зрения «насладить Свои творения». Но это кли относят к нижнему. Иначе говоря, в его власти исправить, то есть в его власти стремиться к этому добру. И это тот, кто умножает занятия величием Творца и собственной низостью.

В то же время высшее благо, которое должно раскрыться в кли святости, находится во власти Творца, ибо Он дает это благо нижнему. И не может нижний хоть чем-то помочь этому, и это называется: «Скрытое – Творцу Всесильному нашему» [Дварим, 29:28].

А поскольку замысел творения, называемый «насладить Свои создания», начинается с Бесконечности, поэтому мы молимся Бесконечности – то есть той связи, которая существует у Творца с творениями. И в этом смысл того, что в трудах Ари написано, что нужно молиться Бесконечности, так как у самого Творца (Ацмуто) нет никакой связи с творениями. Ведь начало связи находится в Бесконечности, ибо там находится свойство «имя Его», являющееся корнем творения.

И в этом смысл слов Иерусалимского Талмуда о том, что молящийся должен молиться Имени. То есть, как сказано выше, там есть свойство «имя Его». А свойство «имя Его» и Бесконечность на языке агады называется «замок, полный всех благ». Поэтому мы молимся Имени – чтобы получить то благо, которое приготовлено для нас заранее.

Поэтому кетером называется «желание Его насладить Свои создания». А само благо называется именем «хохма», что является сутью высшего блага. Поэтому кетер называется именем «Бесконечность» и именем «Создатель». Однако хохма еще не называется именем «созданное». Ведь в хохме всё еще нет свойства кли, и она считается светом без кли. Поэтому хохма тоже считается свойством Создателя, поскольку нет постижения света без кли. И всё различие между кетером и хохмой состоит в том, что там больше раскрывается корень созданных.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля