57. Приблизит его к желанию Его

Услышано 5 февраля, 1944 г. (Еврейская дата: 1 день нед. гл. Итро, 5704 г)


О стихе «Приблизит его к желанию Его» [Ваикра, 1:3] объяснили наши мудрецы: «Каким образом? Заставляют его, пока он не скажет: желаю я» [Трактат Бава Батра, 47:2, 48:1]. И также следует понять то, что мы молимся: «Да будет желание». Но ведь «больше, чем теленок хочет сосать [молоко], корова хочет накормить его» [Трактат Псахим, 112:1]. В таком случае, зачем нам надо молиться: «Да будет желание наверху»?

Известно, что для того, чтобы привлечь благо свыше, нужно сначала произвести пробуждение снизу. Следует спросить: зачем нужно пробуждение снизу? И поэтому мы молимся: «Да будет желание наверху», то есть мы должны пробудить наверху желание передавать вниз. Ибо еще не достаточно того, что у нас есть желание, но должно быть доброе желание также и со стороны Дающего.

И, хотя наверху в общем есть желание насладить Свои творения, Он, тем не менее, ждет нашего желания, чтобы оно пробудило Его желание. То есть, если мы не способны пробудить Его желание, это является признаком того, что желание со стороны получающего пока еще не полное. Поэтому, именно благодаря тому, что мы молимся: «Да будет желание наверху», образуется наше желание, которое становится истинным желанием и достойным кли, способным получить высшее благо.

И, вместе с тем, мы должны сказать, что все наши действия, как плохие, так и хорошие, – всё это исходит свыше (и это называется частным Управлением), ведь всё делает Творец. И вместе с этим следует сожалеть о плохих делах, хотя и это тоже исходит свыше. А разум обязывает [считать], что нельзя сожалеть, а нужно оправдывать суд, [согласно которому] к нам приходят плохие дела. Тем не менее, наоборот, мы должны сожалеть о том, что Он не дает нам делать добрые дела. И это, без сомнения, является результатом наказания – то есть что мы недостойны служить Царю. Если всё находится под управлением, как можно говорить, что мы недостойны, ведь нет никакого действия внизу? И поэтому нам дают плохие мысли и желания, которые отдаляют нас от работы Творца, ведь мы недостойны служить Ему. В результате возникает молитва об этом, и это является местом исправления, чтобы мы стали достойны и способны принять работу Царя.

И отсюда нам станет ясно, как сюда относится молитва о, страшно подумать, какой-нибудь беде. А наказания, несомненно, являются исправлением. Ведь существует правило, что наказание является исправлением. В таком случае, как же мы молимся о том, чтобы Творец отменил наши исправления, как объясняют наши мудрецы о стихе: «И будет унижен брат твой у тебя на глазах» [Дварим, 25:3], что после того как он получил побои, [называется] он братом твоим [Дварим, 25:3, комм. Раши].

Однако следует знать, что молитва исправляет человека еще больше, чем наказания. И поэтому, когда раскрывают молитву вместо наказания, то снимают страдания и предоставляют молитве ее место, чтобы она исправила тело. И это, как сказали наши мудрецы: «Удостоился – Торой, не удостоился – страданиями». И следует знать, что путь Торы более успешен и более выгоден, чем путь страданий, потому что келим, которые будут способны принять высший свет, шире, и благодаря им можно удостоиться слияния с Творцом.

И это называется: «Заставляют его, пока он не скажет: желаю я» [Трактат Бава Батра, 47:2, 48:1]. Другими словами, Творец говорит: «Я желаю деяний нижних».

А молитва – это, как сказали наши мудрецы: «Творец жаждет молитвы праведников» [Трактат Евамот, 64:1], ибо посредством молитвы мы подготавливаем келим, чтобы Творец мог потом передать высшее благо, ведь [уже] есть кли, способное принять это благо.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля