61. А вокруг Него сильная буря

Услышано 18 апреля, 1948 г. (Еврейская дата: 9 нисана, 5708 г)


О стихе: «А вокруг Него сильная буря ‘нисъара́’ [Псалмы, 50:3] объяснили наши мудрецы, что Творец педантичен с праведниками до толщины волоса ‘сеара’ [трактаты Бава Кама, 50:1; Евамот, 121:2]. И [Бааль Сулам] спросил: «Почему им полагается большое наказание, если они, в общем, являются праведниками?»

И дело в том, что все границы, о которых говорится в действительности миров, всё это – относительно получающих. То есть благодаря тому, что нижний ставит для себя какое-то ограничение и сокращение, так и остается внизу. Поскольку наверху согласны со всем, что делают нижние, в этой мере высшее благо и привлекается вниз. Поэтому нижний своими мыслями, речью и действием приводит к тому, что высшее благо [именно] так привлекается сверху вниз.

Отсюда следует, что если для нижнего на незначительные мысль, речь и действие считается как будто он совершил большой поступок, – например, мгновение перерыва в слиянии с Творцом считается у него, как будто он преступил самый строгий запрет Торы, – тогда и наверху тоже соглашаются с мнением нижнего. И это считается наверху как будто он, действительно, нарушил строгий запрет. Согласно этому выходит, что праведник говорит, что Творец педантичен с ним до толщины волоса. И как нижний говорит, так с ним и соглашаются наверху.

А, когда нижний не чувствует слабый запрет таким же строгим, как строгий запрет, свыше тоже не считают незначительные вещи, которые он преступает, большими запретами. Получается, что с таким человеком поступают как будто он – человек маленький. То есть заповеди его считаются маленькими, но так же и его преступления считаются маленькими. Ведь и то, и другое взвешивается на одних весах, и он, вообще, считается человеком маленьким.

В то же время тот, кто считает незначительные вещи и говорит, что Творец педантичен с ними на толщину волоса, считается большим человеком, и как прегрешения его большие, так и заповеди его – большие.

И согласно наслаждению, которое человек ощущает при исполнении заповеди, в той же мере он может ощутить страдания при совершении прегрешения.

И [Бааль Сулам] рассказал об этом притчу: о человеке, который совершил какое-то серьезное преступление против царских властей. И его осудили на двадцать лет заключения с каторжными работами. И место заключения определили за пределами страны, в каком-то удаленном месте мира. И приговор сейчас же привели в исполнение и послали его в далекое место на краю света.

И там он нашел других людей, которых царские власти тоже осудили находиться там, как и его. Однако с ним случилась болезнь забвения, и забыл он, что у него есть жена, и дети, и друзья, и знакомые. И он стал думать, что весь мир – не более чем то, что он видит: это далекое место с находящимися там людьми, и так он там и родился. И больше он ничего не знает.

Получается, что его истина соответствует тому ощущению, которое он испытывает сейчас, и он никак не считается с истинной реальностью, [сообразуясь] только со своим знанием и ощущением.

И там его обучали законам и правилам, чтобы быть уверенными, что он больше не преступит законы, и будет остерегаться всех тех преступлений, которые описаны в этих законах, и будет знать, как исправить свои действия, чтобы его выпустили оттуда. И, когда он учился по книгам царских законов, он увидел, что того, кто, например, совершил такое преступление, посылают в землю приговора вдалеке от населенного мира. И он впечатляется таким строгим наказанием и испытывает досаду за то, что [людям] давали такие большие наказания.

Но у него никогда не возникала мысль, что он сам принадлежит к тем, кто преступил закон государства, и его уже осудили по всей строгости закона и его приговор уже привели в исполнение. И поскольку он впал в забвение, он никогда не почувствует истинную реальность.

И в этом смысл [стиха]: «А вокруг Него сильная буря» [Псалмы, 50:3], то есть человек должен давать себе отчет за каждый свой шаг, потому что это он сам нарушил заповедь Царя, и его уже изгнали из населенного мира.

Но благодаря умножению добрых дел у него начинает работать память. И он начинает чувствовать, насколько он отдалился от населенного места мира. И он начинает раскаиваться, пока его не выпускают оттуда и не возвращают в населенное место. И это ощущение наступает именно благодаря работе человека. И он начинает чувствовать, насколько он отдалился от места своего истока и корня, пока не удостаивается слияния с Творцом.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля