66. О даровании Торы — 1

Услышано на трапезе в канун праздника Шавуот, 1948 г. (Еврейская дата: 5708 г)


По поводу дарования Торы, которое произошло во время стояния у горы Синай. Это не означает, что Тора была дарована тогда [лишь] один раз, а после этого дарование прекратилось. Ведь в духовном нет исчезновения, поскольку духовность есть явление вечное, которое не прекращается. И только из-за того, что со стороны Дающего мы не готовы принять Тору, мы говорим, что прекращение имеет место со стороны Высшего.

Однако тогда, во время стояния у горы Синай, Исраэль как целое были готовы к принятию Торы, как сказано: «И встал народ под горой» [Шмот, 19:2. И встал там Исраэль против горы] «как один человек с одним сердцем» [Шмот, 19:2. Комм. Раши]. То есть тогда была подготовка со стороны всего общества ‘клаль’, ведь у них было только одно намерение, то есть была одна мысль о получении Торы. Однако со стороны Дающего нет изменений, и Он всегда дает, как сказано от имени Бааль Шем Това, что человек обязан каждый день слушать десять заповедей на горе Синай.

Тора называется эликсиром жизни и эликсиром смерти. И следует понять, как можно сказать две противоположные вещи об одном предмете.

Следует знать, что мы не можем постичь никакую реальность саму по себе, а мы постигаем всё только согласно нашим ощущениям. А реальность, как она есть сама по себе, совершенно не интересует нас. Поэтому Тору саму по себе мы не постигаем вообще, а мы постигаем только свое ощущение. И всё наше впечатление – только согласно нашим ощущениям.

Поэтому, когда человек учит Тору и Тора отдаляет его от любви к Творцу, эта Тора, несомненно, называется «эликсир смерти». Верно и обратное, если та Тора, которую он учит, приближает его к любви к Творцу, она, несомненно, называется «эликсир жизни». Однако Тора сама по себе, то есть действительность Торы самой по себе, без расчета со стороны нижнего, что он должен постичь ее, считается светом без кли, в котором нет никакого постижения. Поэтому, когда говорится о Торе, имеются в виду ощущения, которые человек получает от Торы, ведь только лишь они определяют действительность для творений.

А, когда человек работает ради собственной выгоды, это называется «ло лишма». Однако из «ло лишма» приходят к «лишма» [Трактат Таанит, 7:1]. Поэтому, если человек пока еще не удостоился получения Торы, он надеется, что удостоится получения Торы в следующем году. Однако, после того как он удостоился свойства совершенства «лишма», ему уже больше нечего делать в этом мире, поскольку он исправил всё, чтобы оно было в совершенстве «лишма».

И поэтому каждый год есть время получения Торы, так как это время благоприятно для пробуждения снизу, ибо тогда возбуждается время, когда нижним был раскрыт свет дарования Торы. Поэтому наверху есть пробуждение, которое дает нижним силы, позволяющие им выполнять действие по подготовке для получения Торы – как были они тогда готовы к получению Торы.

Поэтому, если человек идет по пути, на котором «ло лишма» приведет его к «лишма», то он идет по пути истины. И он должен надеяться на то, что, в конце концов, он удостоится прийти к «лишма». И удостоится получения Торы.

Однако следует заботиться, чтобы цель всегда была у него перед глазами, иначе он уйдет в обратном направлении. Ведь корень тела – это свойство получения для себя. Поэтому оно всегда тянет к своему корню, а это именно ради получения, что противоположно Торе, которая называется «Древом Жизни». Поэтому Тора считается для тела эликсиром смерти.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля