68. Связь человека со сфирот

Услышано 17 февраля, 1943 г. (Еврейская дата: 12 адара, 5703 г.)


До греха Адама Ришона:

  1. тело его было из бины де-малхут де-малхут де-Асия;
  2. и у него были Наран из Бриа и Наран из Ацилута.

А после того, как он согрешил

Тело его упало в свойство «мишха де-хивья» ‘змеиной кожи’, которая является клипой четвертой стадии, называемой прахом этого мира. А внутрь нее облачено внутреннее тело клипы Нога, которое наполовину добро, наполовину зло. И все добрые дела, которые он производит, происходят только вместе с телом Ноги. И благодаря занятиям Торой и заповедями он возвращает это тело, чтобы оно было целиком добро. А тело «мишха де-хивья» ‘змеиной кожи’ отделяется от него.

И тогда он удостаивается Наран святости согласно своим делам.

Связь Наран человека со сфирот

  1. Суть Наран человека относится к малхут трех сфирот: бины и Зон в каждом мире из АБЕА.
  2. А если он удостаивается Наран де-нефеш, он получает от трех свойств малхут бины и Зон мира Асия.
  3. А если он удостаивается Наран де-руах, он получает от трех свойств малхут бины и Зон мира Ецира.
  4. А если он удостаивается Наран де-нешама, он получает от трех свойств малхут бины и Зон мира Бриа.
  5. А если он удостаивается Наран де-хая, он получает от трех свойств малхут бины и Зон мира Ацилут.

И потому сказали наши мудрецы, что человек думает, только исходя из мыслей своего сердца [трактат Брахот, 55:1. Сказал р. Шмуэль бар Нахмани: сказал рабби Йонатан: человеку показывают [во сне] только исходя из мыслей его сердца], ибо всё тело считается свойством сердца. И, хотя человек состоит из четырех свойств НРЖГ (неживой, растительный, животный, говорящий), однако все они записаны в сердце.

А, поскольку после греха тело Адама Ришона упало в «мишха де-хивья» ‘змеиную кожу’, которая является клипой четвертой стадии, называемой «прах этого мира», – поэтому, когда он думает, все мысли его принадлежат его сердцу, то есть телу с точки зрения «мишха де-хивья» ‘змеиной кожи’.

А когда он преодолевает [это] благодаря своим занятиям Торой и заповедями, – что является единственным средством, – если он строит намерение, чтобы доставить наслаждение своему Создателю, тогда Тора и заповеди очищают его тело. Это означает, что «мишха де-хивья» ‘змеиная кожа’ отделяется от него. А предыдущая движущая [сила] Торы и заповедей, называемая «клипа Нога» и являющаяся внутренним телом, которое было наполовину добром, наполовину злом, становится теперь целиком добром, что означает, что теперь она приходит к подобию по форме.

И тогда он удостаивается Наран святости – согласно делам своим. То есть сначала он постигает Наран де-нефеш из мира Асия. А потом, когда он выясняет все свойства, связанные с миром Асия, тогда он удостаивается Наран де-руах мира Ецира. Пока не достигает Наран де-хая мира Ацилут. То есть всякий раз у него в сердце возникает новое строение. То есть на месте того, где раньше у него было внутреннее тело от клипы Нога, которое было наполовину добром, наполовину злом, сейчас это тело – благодаря очищению, которое оно получило от Торы и заповедей, – стало целиком добром.

Согласно этому получается, что когда у него было тело в свойстве «мишха де-хивья» ‘змеиной кожи’, он был обязан думать и строить логические выводы только исходя из мыслей своего сердца. Что означает, что все мысли его были только о том, как наполнить желания, которые диктует ему клипа, и у него не было никакого совета, как думать мысли или строить намерение, кроме тех, что принимаются его сердцем. А сердце его было тогда в свойстве «мишха де-хивья» ‘змеиной кожи’, что является самой плохой клипой.

Поэтому выходит, что аналогично – когда он удостаивается, благодаря своим занятиям Торой и заповедями, хотя бы [состояния] «ло лишма», но требует и просит у Творца, чтобы Творец помог ему посредством его занятий Торой и заповедями в виде: «Все, что сможет рука твоя и что в силах твоих делать, делай» [Коэлет, 9:10] – и ждет высшего милосердия, чтобы Творец помог ему прийти с помощью этого к «лишма», когда всё вознаграждение, которого он требует у Творца за свою работу, – удостоиться поступать так, чтобы доставлять наслаждение своему Создателю. Как сказали наши мудрецы: «Свет в ней возвращает к источнику» [Мидраш Раба, Эйха, Предисловие, п. 2].

Тогда очищается тело «мишха де-хивья» ‘змеиной кожи’, то есть, как сказано выше, тело это отделяется от него, и он удостаивается совершенно другого строения, то есть строения нефеш де-Асия. И таким же образом он продвигается дальше, пока не достигает строения от нефеш и руах бины, и Зеир Анпина, и малхут Ацилута. И тогда у него тоже нет никакого выбора, позволяющего думать другие мысли, а [он обязан думать] согласно тому, к чему его обязывает строение святости. То есть у него нет возможности думать мысли, противоречащие его строению, а он обязан думать и делать действия только с намерением доставить наслаждение своему Создателю, согласно тому, как обязывает его его строение святости.

Из всего вышесказанного выходит, что не в возможностях человека исправить свою мысль, а можно лишь направить сердце, чтобы сердце его было [направлено] напрямую во имя Творца. И тогда, автоматически, все мысли его будут только чтобы доставить наслаждение своему Создателю. А когда он исправит свое сердце, чтобы это было сердце и желание, относящиеся к святости, тогда сердце становится кли для помещения в него высшего света. А когда высший свет светит внутри сердца, тогда сердце укрепляется. И каждый раз он прибавляет всё больше.

И отсюда мы сможем выяснить высказывание наших мудрецов: «Велико учение, приводящее к действию» [Трактат Кидушин, 40:2]. Что означает, что благодаря свету Торы он приходит к действию, в котором свет в ней возвращает к источникуИ это называется состоянием действия. Это означает, что свет Торы делает ему новое строение в сердце. И это, как сказано выше, что прошлое тело, возникшее у него от «мишха де-хивья» ‘змеиной кожи’, отделяется от него, и он удостаивается святого тела. А внутреннее тело, называемое клипой Нога, которое было наполовину добро, наполовину зло, становится целиком добром. И в нем пребывает сейчас Наран, который он постигает благодаря своим делам, в которых он всё время добавляет.

А до того, как он удостоился нового строения, хотя он и старается очистить свое сердце, тем не менее, сердце остается, как было [Ваикра, 13:5]. И тогда считается, что он относится к свойству «исполняющие слово Его» [Йоэль, 2:11]. Однако следует знать, что начало работы происходит именно в свойстве «исполняющие слово Его». Но это не является совершенством, потому что он не может очистить свои мысли в этом состоянии, так как он не может избавиться от преступных помыслов из-за того, что сердце его принадлежит телу клипы, а человек может думать только исходя из помыслов сердца, как сказано выше.

И только свет в ней возвращает к источнику. И тогда отгораживающее [от Творца] тело отделяется от него. А внутреннее тело, то есть клипа Нога, которая была наполовину злом, становится целиком добром. И тогда выходит, что Тора приводит его к действию, которое происходит посредством создания нового строения. И это называется действием.


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля