83. По поводу правого вава и левого вава

Услышано 24 февраля, 1943 г. (Еврейская дата: 19 адара, 5703 г.)


Существует свойство «этот» и свойство «эта». Учитель наш Моше называется свойством «этот», что означает «дру́жка царя». А остальные пророки – это свойство «эта», или «хаф-хэй», означающее «яд–ха» (яд – хаф-хэй, рука твоя), левый вав. И есть свойство правого вава. И в этом смысл понятия «собранных за́инов [то есть букв «за́ин»]», которые собирают два вава. И в этом смысл слов «и один, включающий их», что означает 13 и считается целой ступенью.

Есть правый вав и левый вав. Правый вав называется «Древом Жизни». Левый вав называется «Древом Познания». И там есть охраняемое место. И эти два вава [Буква «вав» имеет численное значение 6] называются «12 хлебов ‘хал’», 6 и 6 раскладов, которые означают 13 исправлений, и это 12 «и один, включающий их», называемый «мазаль Ве-наке ‘и очищающий’». И также включает 13-е исправление, называемое «и не очищающий» ‘ве-ло йенаке’, что означает «собранные заины», где «заин» означает малхут, которая включает их. То есть, до того как он удостоился «и не вернется он больше к глупости своей» [Рамбам, Законы о возвращении, 2:2], это свойство называется «и не очищающий». А тот, кто уже удостоился «не вернется он больше к глупости своей» [Рамбам, Законы о возвращении, 2:2], называется состоянием «и очищающий».

И в этом смысл слов: «Он раскроет нам вкусы двенадцати хлебов, ибо это буква в имени Его, двойная и слабая» (из гимна «Асадер ле-сеудата»). И как сказано: «Буквами «вав» соединишься, и собранными буквами «заин»» (из гимна «Азамер би-швахин» [Оба упомянутых гимна, написанных Ари, принято исполнять при встрече субботы]). И следует объяснять слова «вавами соединишься» – что соединение происходит посредством двух вавов, что означает двенадцать хлебов (то есть 12 хал), являющимися буквой в имени его. А буквой называется основа, и она называется двойной и слабой, что означает, что вавы удвоились, и левый вав называется Древом Познания, где находится охраняемое место. И тогда возникает свойство «слабого» (называемое «легким»), и тогда возникает место, где с легкостью можно работать. И если бы не удвоение с «Древом Познания» и нужно было бы работать с правым вавом, означающим «Древо Жизни», – и тогда кто смог бы возвысить себя и принять свойство мохин?

Иначе с левым вавом, который означает охрану, и в этом свойстве сам человек пребывает всегда. И благодаря охране, которую он принимает на себя выше знания, работа его становится желанной. И потому это называется «слабый», то есть «легкий», то есть [ему] легко найти место для работы.

То есть во всех состояниях, в которых находится человек, он может быть работником Творца, потому что он не нуждается ни в чем, а он делает всё выше знания. Выходит, что он не нуждается ни в каких мохин, с которыми он был бы работником Творца.

И отсюда можно объяснить стих: «Ты накрываешь предо мною стол на виду у врагов моих» [Псалмы, 23:5]. Где «стол» означает, как сказано: «И отошлет ее из дома своего, и уйдет она из дома его и пойдет» [Дварим, 24:1-2], то есть «стол» ‘шульхан’ – как «и отошлет ее» ‘ве-шалха’, то есть уход наружу из работы.

И следует объяснить, что даже во время [состояний] выхода из работы, то есть состояний падения, у него всё равно есть место для работы. Другими словами, во время падений, когда человек преодолевает выше знания и говорит, что и падения тоже даны ему свыше, – благодаря этому упраздняются враги. Ведь враги думали, что из-за падений человек дойдет до самого низкого состояния, и человек убежит от работы, а в конце всё произошло наоборот – что враги упраздняются.

И в этом смысл слов: «Это стол, что пред [ликом] Творцом» [Йехезкель, 41:22]. То есть именно благодаря этому он получает [раскрытие] лика Творца. И это называется, что он побеждает все суды, – даже самые большие суды, – поскольку он принимает на себя ярмо высшей малхут во все времена. То есть он всегда находит для себя место для работы, как сказано, что р. Шимон бар Йохай сказал: «Нет места, где я мог бы скрыться от тебя».


Все статьи

Все статьи
Авторизация
*
*
Генерация пароля