Так скажи дому Якова
«Так скажи дому Якова» – то есть женщинам, и говори им только основные вещи, то, что они способны слышать, и «скажи сынам Израиля» – этим людям говори всё подробно, то, что способны слушать. Но почему женщинам сначала? Потому что они быстры в исполнении заповедей. А почему женщинами? Чтобы направляли своих сыновей к Торе.
Сказал раби Тахлифа из Кейсарии, сказал Творец, что когда создавал мир, то указывал только Адаму Ришон, а потом наставлял Хаву, и она прегрешила и испортила мир. Сейчас, если я не призову сначала женщин, то они будут относиться с пренебрежением к Торе. Поэтому сказано: «так скажи дому Якова».
И надо понимать:
- Почему женщины более расторопны в исполнении заповедей, чем мужчины.
- Почему надо сначала говорить женщинам, потому что они направляют сыновей к Торе, а поскольку сказали сначала мужчинам, не согласились направлять сыновей к Торе.
- Кажется, что как будто бы боится женщин, чтобы не испортили мир, если не окажет им уважения, не сказав им прежде, чем мужчинам.
- Как можно сказать, что из-за чести, оказанной Творцом, когда отдал указ Адаму Ришон прежде Хавы, она прегрешила и испортила мир, что похоже на то, что Хава как будто бы мстила за это.
И это можно объяснить с точки зрения духовной работы: мужчина и женщина рассматриваются в одном человеке, и когда человек выполняет действия ради получения и наполнения своих потребностей, то есть проявляет свое женское начало, то он называется женщиной, а в то время, когда человек выполняет действия на отдачу, то называется мужчиной.
Известно, что любой человек – не больше, чем желание получать. И порядок работы таков, что начинаем с желания получать, что называется ло лишма. А затем приходим к лишма.
Поэтому порядок: «так скажи дому Якова» – женщинам. Скажи им основные вещи, то есть в начале работы запрещено им говорить, что надо работать лишма, поскольку человек не способен начать работу с лишма.
А затем, «и скажи сынам Израиля» – тем людям, которые уже способны работать лишма, то есть на отдачу. И сказать им надо все тонкости вещей, которые они способны слышать, то есть что уже они способны слышать о лишма. И они должны тщательно выполнять все ради лишма. Таково разъяснение понятия «тонкости вещей» (подробностей работы).
Иное дело, почему сначала женщины, потому что они быстры в исполнении заповедей, то есть в ло лишма, что означает, намереваются получить вознаграждение за свою работу, тогда тело поторапливает человека. А что касается отдачи, то тело не согласно, чтобы человек работал, и тем более поторапливать его.
Поэтому когда человек начинает работать ради получения, то он приучает себя быть расторопным в работе. И тогда эту привычку сможет использовать так же в то время, когда начнет работу на отдачу, потому что кли расторопности уже приобрел в период ло лишма.
Другое дело, потому что направляют сыновей к Торе, ведь сын и отец – это вопрос причины и следствия. То есть если изначально причиной является получение, тогда это приведет к тому, что он захочет и далее работать в Торе и заповедях.
Но в отношении отдачи телу трудно приложить дополнительные силы, и каждый раз необходимо укрепляться вновь. А в период ло лишма (тело) дает силы каждый раз добавлять.
И благодаря тому, что человек привыкает к работе в период подготовки, у него уже есть готовые келим для работы в то время, когда начнет идти по пути отдачи.
А во время сотворения мира сначала было дано указание Адаму Ришон. И это согласно тому, что было написано в святом Зоаре, что у Адама Ришон не было ничего, то есть у него вообще отсутствовало свойство получения, что он был ВАК, свойством тет ришонот (смотри в предисловии к книге «Паним Меирот уМасбирот»). И в этом отношении все было хорошо до тех пор, пока не произошло соединение с желанием получать, которое называется Хава, которое не прошло подготовки в ло лишма, когда только и можно организовать желание получать так, чтобы получение было ради отдачи.
Поэтому, когда пришло желание получать, называемое женщина, а уровень лишма он уже достиг сам, как корень получающих келим, поэтому она прегрешила и испортила мир, поскольку у нее отсутствовала подготовка в ло лишма на желание получать, как сказал РАМБАМ, что вопрос лишма нельзя раскрывать одновременно, а только постепенно.
Поэтому, когда открылось лишма у женщины, она немедленно прегрешила и испортила мир, поэтому необходимо сначала говорить женщине, то есть женщинам, и говорить им только основные вещи, то есть ло лишма.
Все статьи
- Ацилут – это личное управление
- Оттолкновение мыслей человека
- Не по своей воле (1)
- Если будет молодая девица
- Намеренные прегрешения становятся заслугами
- Нееврей, хранивший субботу, должен умереть
- Исправление линий
- Таков путь Торы (1)
- Ограда мудрости – молчание (1)
- Кого Творец полюбит, того Он убедит
- «И боязнь, и страх»
- Весь мир насыщается в заслугу Ханины, Моего сына (1)
- Вот рука на престоле Всевышнего (1)
- Так скажи дому Якова
- Установления
- Шхина
- Об облачении души
- Начало – это связь с Творцом
- Желание получать
- Освящение месяца
- «Теперь, Израиль»
- Смотри, Я предлагаю вам
- Главное, чего нам не хватает
- Приглашение к благословению на еду
- Кто не лицеприятствует
- 27. Три линии (1)
- Земля убоялась и утихла
- Смотрит Творец на их деяния
- «Удались от зла и делай добро»
- «Что за любовь у меня к Торе Твоей!»
- Таамим, некудот, тагин, отиёт
- Найти милость и понимание
- Рыбы – суть беспокойство
- Благословение Торы
- Кто по душе людям (1)
- Два свидетеля
- Вознесение рук
- Служите Творцу в радости
- Что означает «женщина» и «сыновья» в Торе
- Противоречие старцев – созидание, созидание молодых – противоречие
- Сыновья мудрецов
- Мгновение настоящее и мгновение будущее
- Худший из всех
- Правая, совершенство и истина
- Наша вера в книги и в тех, кто их написал
- Ощущение времен человеком
- Суббота
- Сделал Создатель так, чтобы страшились Его
- Голос – голос Якова, а руки – руки Эйсава
- Избавление мира
- Порадуй их совершенным строением (1)
- Вопросы в работе
- Сосуд для благословения
- «Я» и его отрицание («ани» и «эйн»)
- Гневающийся – будто поклоняется идолам
- Просьба о помощи
- Правая и левая
- Bознаграждение и наказание
- «Вы стоите сегодня все» (1)
- По слову Которого существует все
- «Уклоняйся от зла и делай добро»
- Горе вам, жаждущим дня Творцa
- Вознаграждение за духовную работу
- Различие между святостью и ситра ахра (нечистыми силами)
- Суть изгнания
- Скрытое и открытое в управлении Творца
- Вкусы Торы
- Отец и мать
- Деятельность великих мудрецов
- Деяния поднимаются наверх
- Греки собрались на меня
- Война первородного начала
- Что означает «красива станом» в духовной работе
- «Вопреки желанию своему ты живешь…»
- Конь – для езды верхом
- Молитва за жизнь и пропитание
- Прикасание к тфилин
- Соблюдение законов Торы – только на земле Израиля
- Ступень грешника
- Иерусалим
- Война с Амалеком
- Радость и страх
- Горечь изгнания
- Желания: разбившиеся и исправленные
- Царь прорывает преграду
- Жених подобен Царю
- Тикун хацот (молитва, произносимая в полночь)
- Совершенство и недостаток (1)
- Три участника
- Об альтруистическом желании
- Весь народ стоит перед Тобой
- Пробуждение свыше
- Любовь к ближнему
- О чём просить у Творца для служения Ему
- «Как прекрасны шатры твои, Яков!»
- Человек и Тора
- К вопросу изучения науки каббала
- Суть совмещения свойства суда с милосердием
- Преданность
- Два вида возвращения к вере
- «За преступления ваши изгнана ваша мать»
- Действия человека
- Реальность и существование реальности
- Сравнение свойств
- Возвращение
- Человек учится только тому, к чему лежит его сердце
- Человек строит дом в этом мире
- Включение свойства милосердия в свойство суда
- Порадуй их совершенным строением (2)
- Ты выбрал нас (2)
- «Авраам родил Ицхака»
- И сеял Ицхак в земле той
- Когда будешь считать по головам
- Любовь к себе и любовь Творца
- Тот, кто сильнее — победит
- Разница между книгами традиционного иудаизма и книгами Бааль Шем Това
- Сокрытое — Творцу
- Что такое радость
- Окружающий свет
- Правое называется совершенством
- Движение, вызванное стыдом
- Чаша благословения
- Этот месяц для вас
- Пища
- Желание к Духовному
- Пришедшему исправиться
- Почему он ждал до войны с Амалеком
- Благословение дома
- Все, что Творец делает, Он делает во благо
- Из действий Твоих познаем мы Тебя
- Желание и разум
- Действие и мысль
- Суть сокращения
- Человек в целом
- Слияние составляющих тела
- Разница между душой и телом (нэшама и гуф)
- Удовольствие превращает разум в ничто
- Достоинство малого
- Сделаем и услышим (2)
- Истинность Управления
- Молитва на Рош а-Шана
- Ту би-шват
- Пойдем к Фараону