Ту би-шват
К вопросу о Ту би Швате, который является новым годом деревьев, каков смысл того, что нам заповедано есть плоды? Cказали наши учителя, да будет благословенна их память, все различие между святостью и клипой заключено в плодах? Как написано в святом Зоаре: «Иной бог бесплоден и не плодоносит». И потому мы едим плоды, и в этом намек, что у нас веселье заключено в плодах.
Сказано: «И сказал Творец: «Да произрастит земля зелень: траву семяносную, дерево плодоносное, производящее по роду своему плод». И поясняет Раши: «Плодоносное дерево – чтобы был вкус дерева, как вкус плода. И она (земля) не выполнила этого, а произрастила дерево, которое принесло плод, но не плодоносное дерево. И потому, когда был проклят человек за свой грех, поплатилась также и земля за свой грех, как написано «проклята земля из-за тебя». И объясняет Раши: «И осуществятся над тобой всевозможные проклятия, такие как мухи, блохи, и муравьи, «и терн и волчец произрастит она тебе. В поте лица будешь есть хлеб твой».
И в трактате Псахим пишет раби Йошуа бен Леви: «В час, когда сказал Творец человеку: «И терн, и волчец произрастит она тебе», пролились слезы из его глаз. И сказал ему: «Владыка мира, я и мой осел будем есть из одной кормушки». И потому, что было сказано ему: «В поте лица будешь есть хлеб твой», успокоился он.
И возникает вопрос:
1) Как можно сказать, что земля изменила приказание Творца настолько, что была наказана из-за этого? Разве обладает она правом выбора?
2) Если должна земля рассчитаться за своей грех, почему не получила тотчас свое наказание, а ждала до тех пор, пока согрешил человек, чтобы он получил наказание вместе с землей?
И можно объяснить это с помощью аллегории: вот человек подобен дереву в поле. И создан он из земли, чтобы показать ему пути работы его, показать, как ведет он себя в этом мире. И сказал Творец: «И будет дерево плодоносное,чтобы был вкус дерева и плодов его одинаковы». То есть дерево – причина плода, и потому яблоневое дерево не произрастит миндаль, а лишь яблоки. То есть, дерево – причина действия.
Это означает, что если человек совершает некое действие, должна быть у него мысль, обязывающая его к этому действию. В то время, когда человек выполняет заповедь, не осознает, выполняет ли ее «ли шма» – ради отдачи или наоборот, потому что в действии нет осознания, а лишь в мысли. И Творец желает, чтобы у человека, выполняющего заповедь, являющуюся плодом, были вкус дерева и плода одинаковы, то есть, чтобы и его намерение было «ли шма» – ради отдачи. Ибо подобно тому, как выполнение заповеди является действием ради Творца, должно быть также и дерево, то есть намерение ради отдачи. И если не так, то говорится, что дерево не ради отдачи, а плод – ради отдачи. И таково желание Творца, но земля не исполнила его, так как увидела, что и человек не исполнит, ибо будет в действии не ради отдачи.
Потому, когда согрешил человек и был проклят, должна была и земля получить свое проклятие, потому что она должна была показать человеку, чтобы видел он, какова его работа. То есть, если работа человека не хороша, то и земля не в порядке. И потому не получила земля свое наказание немедленно, а лишь после греха человека, так как все происходит в соответствии с определенным порядком, то есть прежде должен был согрешить человек, а потом земля по примеру человека, и вкус дерева и плода неодинаковы.
И после того, как человек получил наказание, форма полученного наказания отразилась на земле. И можно объяснить, что не сама земля изменила указание Творца, ведь не обладает она правом выбора, а лишь произрастила дерево в той форме, в какой человек ведет себя.
И в соответствии с тайной написанного «Один, Единый и Неделимый», как могло произойти, что человек и земля получили проклятие Творца? И суть в том, что вкус дерева и плода неодинаковы, то есть намерение не ради отдачи. И может человек оставаться в этом состоянии, и поэтому было произведено исправление, что «и терн, и волчец произрастит она тебе». То есть не будет у человека плодов, иначе говоря, не ощутит никакого вкуса в заповедях, которые он исполняет.
И это суть того, что «проклята земля из-за тебя», то есть, проклята земля – основа, на которой он стоит. И будут у него мухи, как сказано: «Мухи осушат масло ароматное». А также муравьи, символизирующие дурные желания, пожирающие плоть, как муравьи. И таким образом вынужден будет обратить внимание на исправление намерения, иначе будет испытывать страдания.
И это то, что написано: «Я и мой осел будем есть из одной кормушки?», то есть его материальность и ее духовность примут одну и ту же форму – получение ради себя.
И когда сказали ему: «В поте лица, то есть в трудах будешь, есть хлеб твой» (символизирующий веру), успокоился он.
Все статьи
- Ацилут – это личное управление
- Оттолкновение мыслей человека
- Не по своей воле (1)
- Если будет молодая девица
- Намеренные прегрешения становятся заслугами
- Нееврей, хранивший субботу, должен умереть
- Исправление линий
- Таков путь Торы (1)
- Ограда мудрости – молчание (1)
- Кого Творец полюбит, того Он убедит
- «И боязнь, и страх»
- Весь мир насыщается в заслугу Ханины, Моего сына (1)
- Вот рука на престоле Всевышнего (1)
- Так скажи дому Якова
- Установления
- Шхина
- Об облачении души
- Начало – это связь с Творцом
- Желание получать
- Освящение месяца
- «Теперь, Израиль»
- Смотри, Я предлагаю вам
- Главное, чего нам не хватает
- Приглашение к благословению на еду
- Кто не лицеприятствует
- 27. Три линии (1)
- Земля убоялась и утихла
- Смотрит Творец на их деяния
- «Удались от зла и делай добро»
- «Что за любовь у меня к Торе Твоей!»
- Таамим, некудот, тагин, отиёт
- Найти милость и понимание
- Рыбы – суть беспокойство
- Благословение Торы
- Кто по душе людям (1)
- Два свидетеля
- Вознесение рук
- Служите Творцу в радости
- Что означает «женщина» и «сыновья» в Торе
- Противоречие старцев – созидание, созидание молодых – противоречие
- Сыновья мудрецов
- Мгновение настоящее и мгновение будущее
- Худший из всех
- Правая, совершенство и истина
- Наша вера в книги и в тех, кто их написал
- Ощущение времен человеком
- Суббота
- Сделал Создатель так, чтобы страшились Его
- Голос – голос Якова, а руки – руки Эйсава
- Избавление мира
- Порадуй их совершенным строением (1)
- Вопросы в работе
- Сосуд для благословения
- «Я» и его отрицание («ани» и «эйн»)
- Гневающийся – будто поклоняется идолам
- Просьба о помощи
- Правая и левая
- Bознаграждение и наказание
- «Вы стоите сегодня все» (1)
- По слову Которого существует все
- «Уклоняйся от зла и делай добро»
- Горе вам, жаждущим дня Творцa
- Вознаграждение за духовную работу
- Различие между святостью и ситра ахра (нечистыми силами)
- Суть изгнания
- Скрытое и открытое в управлении Творца
- Вкусы Торы
- Отец и мать
- Деятельность великих мудрецов
- Деяния поднимаются наверх
- Греки собрались на меня
- Война первородного начала
- Что означает «красива станом» в духовной работе
- «Вопреки желанию своему ты живешь…»
- Конь – для езды верхом
- Молитва за жизнь и пропитание
- Прикасание к тфилин
- Соблюдение законов Торы – только на земле Израиля
- Ступень грешника
- Иерусалим
- Война с Амалеком
- Радость и страх
- Горечь изгнания
- Желания: разбившиеся и исправленные
- Царь прорывает преграду
- Жених подобен Царю
- Тикун хацот (молитва, произносимая в полночь)
- Совершенство и недостаток (1)
- Три участника
- Об альтруистическом желании
- Весь народ стоит перед Тобой
- Пробуждение свыше
- Любовь к ближнему
- О чём просить у Творца для служения Ему
- «Как прекрасны шатры твои, Яков!»
- Человек и Тора
- К вопросу изучения науки каббала
- Суть совмещения свойства суда с милосердием
- Преданность
- Два вида возвращения к вере
- «За преступления ваши изгнана ваша мать»
- Действия человека
- Реальность и существование реальности
- Сравнение свойств
- Возвращение
- Человек учится только тому, к чему лежит его сердце
- Человек строит дом в этом мире
- Включение свойства милосердия в свойство суда
- Порадуй их совершенным строением (2)
- Ты выбрал нас (2)
- «Авраам родил Ицхака»
- И сеял Ицхак в земле той
- Когда будешь считать по головам
- Любовь к себе и любовь Творца
- Тот, кто сильнее — победит
- Разница между книгами традиционного иудаизма и книгами Бааль Шем Това
- Сокрытое — Творцу
- Что такое радость
- Окружающий свет
- Правое называется совершенством
- Движение, вызванное стыдом
- Чаша благословения
- Этот месяц для вас
- Пища
- Желание к Духовному
- Пришедшему исправиться
- Почему он ждал до войны с Амалеком
- Благословение дома
- Все, что Творец делает, Он делает во благо
- Из действий Твоих познаем мы Тебя
- Желание и разум
- Действие и мысль
- Суть сокращения
- Человек в целом
- Слияние составляющих тела
- Разница между душой и телом (нэшама и гуф)
- Удовольствие превращает разум в ничто
- Достоинство малого
- Сделаем и услышим (2)
- Истинность Управления
- Молитва на Рош а-Шана
- Ту би-шват
- Пойдем к Фараону