38. Трепет перед Творцом – это богатство его
Услышано 31 марта 1947 г (Еврейская дата: 10 нисана 5707 г)
Богатством называется сосуд ‘кли’, в который помещают имущество. Например, зерно кладут в амбар, а ценные вещи кладут в более надежное место. Другими словами, любая вещь, которую мы получаем, называется по ее отношению к свету. А сосуд обязан быть таким, чтобы он мог принимать эти вещи – как мы учим, что «нет света без кли». Это применимо даже и к материальному.
Однако, что в духовном является таким сосудом ‘кли’, в который мы сможем получать то духовное благо, что Творец желает дать [нам], так чтобы это кли соответствовало свету? То есть – как в материальном, где сосуд, соответствующий тому, что в него помещают, нуждается в общем отношении. Подобно тому, как мы не можем сказать, что у нас есть запасы вина, сохраняемые так, чтобы оно не испортилось, и мы налили их в новые мешки. И мы держим запасы муки в бочках. Ведь, как известно, сосуды для вина – это бочки и кувшины, а для муки сосудами являются мешки, а не бочки. И тому подобное.
И из сказанного возникает вопрос: что является духовным сосудом так, чтобы из этих келим мы могли бы создать большой запас высшего блага? Согласно правилу, что больше чем теленок желает сосать [молоко], корова желает кормить. Ведь желание Творца – насладить Свои творения, а причиной сокращения, как мы должны верить, является то, что это идет нам во благо. И причина, безусловно, состоит в том, что у нас нет соответствующих келим, в которых могло бы находиться высшее благо, подобно материальным сосудам, которые должны соответствовать тому, что в них помещают. И потому мы должны сказать, что если мы добавим келим, [у нас] будет, в чем держать добавку высшего блага.
И на это дается ответ: «В сокровищнице Творца нет ничего, кроме богатства трепета перед небесами» [Брахот, 33:2].
Однако следует объяснить, что такое трепет. Это кли, с помощью которого накапливают богатство, помещая в него все важные вещи. И [Бааль Сулам] сказал, что трепет – это, как сказано о Моше, как сказали наши мудрецы: «В награду за «и скрыл Моше лицо свое, ибо страшился взглянуть» [Шмот, 3:6] он удостоился: «И образ Творца видит он» [Бемидбар, 12:8]» [Трактат Брахот, 7:1]. И трепет тут состоит в том, что он страшится того большого наслаждения, которое находится там, и он не сможет получить его ради отдачи. И благодаря тому, что у него был трепет, – благодаря этому, он создал себе кли, в которое он мог получать высшее благо.
И в этом состоит работа человека, а кроме этого, всё остальное мы относим к Творцу. В отличие от трепета, ведь смысл трепета в том, чтобы не получать. А то, что Творец дает, Он дает только, чтобы мы получали, и это называется: «Всё в руках небес, кроме трепета перед небесами» [Брахот, 33:2].
И в этом кли мы и нуждаемся, ибо иначе мы будем называться глупцом, как сказали наши мудрецы: «Кто такой глупец? Тот, кто теряет то, что ему дают» [Трактат Хагига, 4:1]. Это означает, что Ситра Ахра забирает у нас высшее благо, если мы не можем построить намерение ради отдачи, и тогда это уходит в получающее кли, то есть Ситру Ахру и скверну.
И это называется: «И берегите пресные хлебы» [Шмот, 12:17]. Потому что «беречь» означает трепет. И хотя природа света такова, что он оберегает себя, что означает, что до того, как человек захотел получить этот свет в получающие келим, свет уходит, – тем не менее, сам человек должен делать это, насколько возможно, как сказали наши мудрецы: «Оберегайте себя снизу немного, и Я буду оберегать вас свыше очень сильно».
А то, что мы связываем трепет с людьми, – как объяснили наши мудрецы: «Всё в руках небес, кроме трепета перед небесами» [Брахот, 33:2], – вызвано тем, что Он может дать всё, кроме трепета. Ведь всё, что Творец дает – Он добавляет любовь, а не трепет.
А обрести трепет можно с помощью особой силы ‘сгула’ Торы и заповедей. То есть, когда человек занимается Торой и заповедями с намерением удостоиться доставить наслаждение своему Создателю, это намерение, опирающееся на исполнение заповедей и изучение Торы, приводит человека к тому, что он удостоится этого. Иначе человек может остаться – несмотря на то, что он исполняет Тору и заповеди во всех тонкостях и деталях, он всё же останется лишь на неживом уровне святости.
И отсюда получается, что человек должен всегда помнить причину, обязывающую его заниматься Торой и заповедями. И потому объяснили наши мудрецы: «Чтобы святость ваша была ради имени Моего», что означает, что Я буду вашей причиной. И это называется, что вся ваша работа состоит в том, что вы хотите насладить Меня, то есть чтобы все ваши действия были бы ради отдачи.
Как сказали наши мудрецы: «Тот, кто включен в соблюдение ‘шмира’, включен в «воспоминание» ‘зхира’» [Трактат Брахот, 20:2]. Это означает: все те, кто занят соблюдением Торы и заповедей с намерением прийти к «воспоминанию», что называется: «Когда вспоминаю я о нем, он не дает мне спать» [Слихот]. Получается, что главное соблюдение происходит, чтобы удостоиться «воспоминания».
Иными словами, то, что он хочет помнить о Творце, приводит к соблюдению Торы и заповедей. Согласно этому, основание и причина того, что нужно соблюдать Тору и заповеди, – это Творец. Ведь без этого человек не может прилепиться к Творцу, ведь, как известно, «не можем Я и он пребывать в одном месте» [Трактат Сота, 5:1] из-за различия по форме.
А причина того, что вознаграждение и наказание не раскрыты, и нужно только верить в вознаграждение и наказание, связана с тем, что Творец желает, чтобы все работали ради Него, а не ради собственной выгоды, что является отличием по форме по отношению к Творцу. А если бы вознаграждение и наказание были явными, человек работал бы из эгоистической любви. То есть чтобы Творец любил его. Или из ненависти к самому себе, то есть он боялся бы, что Творец будет ненавидеть его. Получается, что всей причиной работы является лишь человек, а не Творец. А Творец хочет, чтобы Он был причиной, которая обязывает его.
И из сказанного получается, что трепет имеет место именно тогда, когда человек познает свою низость и говорит, что то, что он служит Царю, – то есть что он хочет отдавать Ему, – считается для него великой честью. И он не может правильно оценить, чтобы сказать, насколько это служение важно для него. Согласно правилу, что, как известно, [когда говорят] о важном человеке, то, что ему дают, считается, как будто тот [то есть дающий] получил от него. И, безусловно, согласно низости человека, насколько он сам ее ощущает, – в этой мере он может начать ценить величие Творца, и у него пробудится желание служить Ему. Тогда как, если человек высокомерен, сказал Творец: «Не можем Я и он пребывать в одном месте» [Трактат Сота, 5:1].
И потому глупец, и грешник, и наглец упоминаются вместе [Трактат Авот, 4:7. Раби Ишмаэль, его сын, говорил: «[Судья], который воздерживается выносить постановление, предотвращает тем самым ненависть к себе, [возможность] присвоения имущества и напрасно произнесенную клятву. Тот же, кто выносит решения безапелляционно, — глупец, грешник и наглец»]. И причина этого в том, что у него нет трепета, то есть он не может принизить себя перед Творцом и сказать, что для него будет считаться великой честью то, что он может служить Ему без всякого вознаграждения. И тогда он не может получить свойство мудрости ‘хохма’ от Творца. И тогда он остается глупцом. А глупец является грешником, как объяснили наши мудрецы: «Человек не совершит прегрешения, если в него не вошел дух глупости» [Трактат Сота, 3:1].
Все статьи
- 1. Нет никого, кроме Него
- 2. Шхина в изгнании
- 3. Суть духовного постижения
- 4. Причина трудности аннулировать себя ради Творца
- 5. Лишма – это пробуждение свыше, и почему нужно пробуждение снизу
- 6. Помощь, которую оказывает Тора в духовной работе
- 7. Что означает в работе, когда привычка становится второй натурой
- 8. Разница между святой тенью и тенью клипот
- 9. Три причины, увеличивающие разум человека
- 10. Что означает «скрылся мой друг» в духовной работе
- 11. «Радуйся в трепете»
- 12. Главное в работе человека
- 13. По поводу граната
- 14. Что такое величие Творца
- 15. Что такое «иные боги» в работе
- 16. Что такое «день Творца и ночь Творца» в работе
- 17. Что значит, что Ситра Ахра называется царством без короны
- 18. Что значит «втайне будет плакать душа моя» в работе — 1
- 19. Что значит, что Творец ненавидит тела, в работе
- 20. По поводу лишма
- 21. Когда человек ощущает себя в состоянии подъема
- 22. Тора лишма
- 23. Любящие Творца, ненавидьте зло
- 24. От рук грешников спасает их
- 25. То, что исходит из сердца
- 26. Будущее человека зависит и связано с благодарностью за прошлое
- 27. Что значит «возвышен Творец, и низкий увидит» – 1
- 28. Не умру, но буду жить
- 29. Когда человека посещают сомнения
- 30. Главное – желать только отдавать
- 31. Тот, кто приятен духу людей
- 32. Жребий означает «пробуждение свыше»
- 33. По поводу жребиев в Йом Кипур и у Амана
- 34. Преимущество земли – во всём
- 35. О живительной силе святости
- 36. Что такое три тела в человеке
- 37. Статья к Пуриму
- 38. Трепет перед Творцом – это богатство его
- 39. И сшили они листья смоковницы
- 40. Какова должна быть мера веры в учителя
- 41. Что такое малость и величие в вере
- 42. На что аббревиатура Элуль: «Я Возлюбленному моему, а Возлюбленный мне» – указывает в работе
- 43. По поводу истины и веры
- 44. Разум и сердце
- 45. Два свойства в Торе и работе
- 46. Власть Исраэля над клипот
- 47. «Там, где ты находишь величие Его»
- 48. Главная основа
- 49. Главное – это разум и сердце
- 50. Два состояния
- 51. Если обидел тебя этот негодяй
- 52. Прегрешение не гасит заповеди
- 53. По поводу ограничения
- 54. Цель работы — 1
- 55. Где в Торе упомянут Аман
- 56. Тора называется «обучающая»
- 57. Приблизит его к желанию Его
- 58. Радость является «отражением» добрых дел
- 59. По поводу посоха и змея
- 60. Заповедь, совершённая через прегрешение
- 61. А вокруг Него сильная буря
- 62. Спускается и подстрекает, поднимается и обвиняет
- 63. Одалживайте за Мой счет, а Я заплачу
- 64. Из «ло лишма» приходят к «лишма»
- 65. Что такое открытое и что такое скрытое
- 66. О даровании Торы — 1
- 67. Уклоняйся от зла
- 68. Связь человека со сфирот
- 69. Сначала будет исправление мира
- 70. Рукою крепкою и яростью изливающейся
- 71. Втайне будет плакать душа моя — 2
- 72. Уверенность есть облачение света
- 73. После сокращения
- 74. Понятия мир, год, душа
- 75. Есть свойство будущего мира, и есть свойство этого мира
- 76. Со всякой жертвой твоей жертвуй соль
- 77. Душа человека научит его
- 78. Тора, Творец и Исраэль едины
- 79. Ацилут и БЕА
- 80. По поводу «ахор бе-ахор»
- 81. По поводу подъема Мана
- 82. Молитва, которой нужно молиться всегда
- 83. По поводу правого вава и левого вава
- 84. Что значит «И изгнал Адама из сада Эденского, чтобы не взял он от Древа Жизни»
- 85. Что означает «плод дерева великолепного» в работе
- 86. И построили несчастные города
- 87. Суббота «Шкалим»
- 88. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 1
- 89. Чтобы понять слова книги Зоар
- 90. В книге Зоар, Берешит
- 91. О подменных детях
- 92. Объяснение понятия «удача»
- 93. О плавниках и чешуе
- 94. И берегите души ваши
- 95. Отсечение крайней плоти
- 96. Что означают «отходы гумна и винодельни» в работе
- 97. Об отходах гумна и винодельни
- 98. Духовностью называется то, что не отменится никогда
- 99. Грешник или праведник, не говорит
- 100. Письменная Тора и устная Тора — 1
- 101. Объяснение псалма «Победителю над розами»
- 102. И возьмите себе плод дерева великолепного
- 103. Побужденный сердцем
- 104. Губитель находился [внутри потопа]
- 105. Незаконнорожденный мудрец идет прежде невежественного Первосвященника
- 106. На что указывают 12 субботних хал
- 107. О двух ангелах
- 108. Если оставишь меня на день, на два дня оставлю Я тебя
- 109. Два вида мяса
- 110. Поле, благословенное Творцом
- 111. Выдох, голос и речь
- 112. Три ангела
- 113. Молитва «Восемнадцать [благословений]»
- 114. О молитве
- 115. О неживом, растительном, животном, говорящем
- 116. Тот, кто говорит, что заповеди не нуждаются в намерении
- 117. Приложил усилия и не нашел – не верь
- 118. Понять, что значит «колени, которые преклонялись перед Баалом»
- 119. Тот ученик, который учился тайно
- 120. Смысл обычая не есть орехи в Рош а-Шана
- 121. Она подобна кораблям торговым
- 122. Понять, что выясняется в «Шульхан Арух»
- 123. Одновременность вручения и вступления в силу
- 124. Суббота сотворения и шести тысяч лет
- 125. Наслаждающий субботу
- 126. Мудрец входит в город
- 127. Понять различие между главным и сутью, и добавкой блага
- 128. С головы той капает роса на Зеир Анпин
- 129. Состояние Шхины во прахе
- 130. Тверия, как объяснили учителя, хорош вид твой
- 131. Пришедший очиститься
- 132. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 1
- 133. Света субботы
- 134. Опьяняющее вино
- 135. Чистого и праведного не убивай
- 136. Разница между первыми письмами и последними
- 137. Цлофхад собирал дрова
- 138. О страхе и боязни, которые иногда посещают человека
- 139. Разница между шестью днями творения и субботой
- 140. Как люблю я Тору Твою
- 141. По поводу праздника Песах
- 142. Главная война
- 143. «Только» – хорошо для Исраэля
- 144. Есть один народ
- 145. Что значит: дает мудрость именно мудрым
- 146. Комментарий на Зоар
- 147. О работе в получении и отдаче
- 148. Выяснение горького – сладкого, истины – лжи
- 149. Почему нужно привлекать свойство хохмы
- 150. Воспевайте Творца, ибо возвышенное сотворил Он
- 151. И увидел Исраэль египтян
- 152. Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов
- 153. Мысль есть порождение желания
- 154. В мире не может быть пустого пространства
- 155. Чистота тела
- 156. Kак бы не взял от Древа Жизни
- 157. Я сплю, но сердце мое бодрствует
- 158. Почему не принято есть друг у друга в Песах
- 159. И было, спустя много времени
- 160. Причина скрытия мацы
- 161. О даровании Торы – 2
- 162. Почему после окончания чтения книг Торы говорят: «Укрепись!»
- 163. То, что сказали авторы Зоара
- 164. Есть разница между материальным и духовным
- 165. Объяснение просьбы Элишы к Элияу
- 166. Две части постижения
- 167. Почему называется «Суббота Раскаяния»
- 168. Обычаи Израиля
- 169. О полном праведнике
- 170. Да не будет в суме твоей камня большого
- 171. Зоар, Эмор — 1
- 172. О помехах и препятствиях
- 173. Почему говорят: «Лехаим!»
- 174. По поводу скрытия
- 175. Когда далек для тебя будет путь
- 176. Во время питья спирта после Авдалы
- 177. По поводу искупления
- 178. О трех участниках в человеке
- 179. О трех линиях
- 180. Зоар, Эмор – 2
- 181. О почестях
- 182. Моше и Шломо
- 183. Свойство Машиаха
- 184. Разница между верой и разумом
- 185. На простолюдина действует страх субботы
- 186. Сделай субботу свою буднями и не нуждайся в творениях (Трактат Псахим, 112:1)
- 187. Разрешение [противоречия] посредством усилия
- 188. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 2
- 189. Действие влияет на мысль
- 190. Всякое действие оставляет след
- 191. Время падения
- 192. О жребиях
- 193. Одна стена служит обоим
- 194. По поводу семи полных дней
- 195. Удостоились – ускорением
- 196. Присасывание внешних
- 197. Книга, рассказчик, рассказ
- 198. Свобода
- 199. У каждого человека из Исраэля
- 200. Очищение экрана
- 201. Духовное и материальное
- 202. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 2
- 203. Гордость человека унижает его
- 204. Цель работы – 2
- 205. Мудрость возглашает на улице
- 206. О вере и наслаждении
- 207. По поводу получения ради отдачи
- 208. По поводу усилий
- 209. Три условия молитвы
- 210. Красивый изъян в тебе
- 211. Как стоящий перед Царем
- 212. Объятие справа и объятие слева
- 213. О раскрытии хисарона
- 214. Известен во вратах
- 215. По поводу веры
- 216. Правая и левая
- 217. Если не я себе, то кто мне
- 218. Тора и Творец есть одно
- 219. О самопожертвовании
- 220. О страданиях
- 221. Власть всех
- 222. О части, которую дают Ситре Ахре, чтобы она отделилась от святости
- 223. Одеяние из мешковины, ложь – усердие
- 224. О мужской основе и женской основе
- 225. Поднять себя
- 226. Письменная Тора и устная Тора — 2
- 227. Вознаграждение за заповедь – Заповедующий
- 228. Рыба предшествует мясу
- 229. Карманы Амана
- 230. Возвышен Творец и низкий узрит — 2
- 231. Очищение получающих келим
- 232. Восполнение усилий
- 233. О прощении, извинении и искуплении (Из молитв в Йом Кипур)
- 234. Прерывающий слова Торы, чтобы заняться разговорами
- 235. Смотрящий в книгу заново
- 236. Ибо проклинают меня враги мои весь день
- 237. Ведь человек не может увидеть Меня и остаться в живых
- 238. Счастлив муж, который не забывает Тебя, и человек, который вкладывает силы в Тебя
- 239. Разница между мохин Шавуота и мохин субботней минхи
- 240. Обратись к ищущим Тебя, когда ищут они лик Твой
- 241. Призывайте Его, когда Он близок
- 242. Что значит «радовать бедных в праздник» в работе
- 243. О проверке тени в ночь Ошана Раба
- 244. Все миры
- 245. Перед созданием плода
- 246. Выяснение, что такое «мазла»
- 247. Мысль есть свойство питания
- 248. Пусть товарищ начнет