52. Прегрешение не гасит заповеди
Услышано 14 мая, 1943 г. (Еврейская дата: канун субботы, 9 ияра, 5703 г)
«Прегрешение не гасит заповеди, и заповедь не гасит прегрешения». [Духовная] работа состоит в том, что следует идти путем добра. Однако зло, заключенное в человеке, не дает ему идти путем добра. Но следует знать, что человек не должен искоренять зло, поскольку это невозможно. А нужно только ненавидеть зло, как сказано: «Любящие Творца ненавидьте зло» [Псалмы, 97:10]. То есть нужна только ненависть, поскольку в природе ненависти разделять соединенное.
И потому у зла нет никакого самостоятельного существования. А существование зла зависит от любви к злу или ненависти к нему. Другими словами, если у него есть любовь к злу, тогда он попадает во владения зла, а если он ненавидит зло, тогда он выходит из его пределов и у зла его нет никакой власти над человеком. Получается, что главная работа – не в самой сути зла, а над мерой любви и мерой ненависти. И потому прегрешение ведет к прегрешению.
И можно спросить: почему ему полагается такое наказание, ведь, когда человек выпадает из своей работы, ему следует помочь подняться из падения? А здесь мы видим, что ему еще добавляют препятствий, чтобы он упал еще ниже места своего первого падения.
Однако, чтобы человек почувствовал ненависть к злу, ему дают еще больше зла, чтобы он почувствовал, насколько это прегрешение отдаляет его от работы Творца. И хотя он раскаялся в первом прегрешении, однако у него еще не было [достаточной] меры раскаяния, которая дала бы ему ненависть к злу. Поэтому прегрешение ведет к прегрешению. И всякий раз он раскаивается. И каждое раскаяние, наверняка, дает ему ненависть к злу. Пока не наполнится его мера ненависти к злу. И тогда он отделяется от зла, как сказано выше, ибо ненависть ведет к разделению.
Отсюда следует, что, если человек раскрывает меру ненависти в той мере, которая приведет его к разделению, он не нуждается в исправлении в виде «прегрешение ведет к прегрешению». И, само собой, он выигрывает время. И в то время, которое он выиграл, он входит в любовь к Творцу. И потому сказано: «Любящие Творца ненавидьте зло» [Псалмы, 97:10]. То есть мы только ненавидим зло, но само зло остается на своем месте. И только в ненависти к злу нуждаемся мы.
И это происходит от: «И Ты умалил его [то есть человека] немного перед Всесильным» [Псалмы, 8:6]. И в этом смысл того, что змей сказал: «И будете вы, как Всесильный, ведающими добро и зло» [Берешит, 3:5]. Что означает, что человек прилагает усилия и хочет понять, подобно Творцу, все пути высшего управления. И потому: «Страсть человека унижает его» [Притчи, 29:23. Высокомерие человека унижает его]. То есть из-за того, что он хочет всё понять внешним разумом, и если не понимает этого, он пребывает в [состоянии] низости.
И правда состоит в том, что, если человек пробудился, чтобы познать нечто, – это признак того, что он должен знать это. А когда он преодолевает свое знание – то, что он хочет понять, – и принимает всё в вере выше знания, это называется «низость, больше которой нет в свойстве человеческом». Получается, что в той мере, в которой у него есть требование знать больше, и он принимает это в вере выше знания, – выходит, что он находится в большей низости.
И отсюда поймем то, что объяснили наши мудрецы о стихе: «А муж этот, Моше, был скромным чрезвычайно» [Бемидбар, 12:3] – кроток и долготерпелив [Бемидбар, 12:3, комм. Раши], что означает, что он терпел низость в такой степени, выше которой нет.
И это называется, что Адам Ришон до грехопадения ел с Древа Жизни и пребывал в совершенстве, но не мог двигаться далее той ступени, на которой он находился, потому что не ощущал никакого недостатка в своем состоянии. И, разумеется, не мог раскрыть все святые имена. Поэтому «Страшно дело [Его] для людей» [Псалмы, 66:5] сделал так, чтобы он ел с Древа Познания Добра и Зла. И из-за этого греха все света ушли от него. И, автоматически, он был вынужден начать свою работу заново.
И об этом говорит Писание, что он «был изгнан из сада Эденского». Потому что, если он поест от Древа Жизни, – «и будет жить вечно». И это означает внутреннюю часть миров. И там, если он вошел, он останется навечно. То есть он снова останется без хисарона. А чтобы он мог постоянно раскрывать святые имена, которые раскрываются благодаря исправлению добра и зла, для этого он был обязан есть с Древа Познания.
И это подобно человеку, который хочет дать товарищу большую бочку, полную вина. А у товарища есть лишь маленький стакан. Что он делает? Он наливает ему вино в маленький стакан. И тот несет этот стакан домой и выливает там. А после этого он снова идет со стаканом. И снова наполняет его вином. И снова идет домой. Пока не получит все бочки вина.
И я слышал другую притчу, в которой говорится о двух товарищах, один из которых стал царем, а второй был бедным и нищим. И он услышал, что его товарищ стал царем. Тогда нищий пошел к своему товарищу царю и рассказал ему о своем бедственном положении. И царь дал ему письмо к казначею, чтобы в течение двух часов он получал столько денег, сколько захочет. И нищий пришел в казну с маленькой коробочкой. Он вошел и наполнил маленькую коробочку деньгами.
А когда он вышел, чиновник ударил по коробочке. И тогда все деньги упали на землю. И так продолжалось по кругу. И нищий рыдал: за что он так с ним поступает? А в конце он сказал: все деньги, которые ты взял за всё время, – твои. И теперь забирай всё. Ибо у тебя не было сосудов, чтобы взять из казны деньги, которых тебе было бы достаточно. Поэтому он прибег к такой хитрости.
Все статьи
- 1. Нет никого, кроме Него
- 2. Шхина в изгнании
- 3. Суть духовного постижения
- 4. Причина трудности аннулировать себя ради Творца
- 5. Лишма – это пробуждение свыше, и почему нужно пробуждение снизу
- 6. Помощь, которую оказывает Тора в духовной работе
- 7. Что означает в работе, когда привычка становится второй натурой
- 8. Разница между святой тенью и тенью клипот
- 9. Три причины, увеличивающие разум человека
- 10. Что означает «скрылся мой друг» в духовной работе
- 11. «Радуйся в трепете»
- 12. Главное в работе человека
- 13. По поводу граната
- 14. Что такое величие Творца
- 15. Что такое «иные боги» в работе
- 16. Что такое «день Творца и ночь Творца» в работе
- 17. Что значит, что Ситра Ахра называется царством без короны
- 18. Что значит «втайне будет плакать душа моя» в работе — 1
- 19. Что значит, что Творец ненавидит тела, в работе
- 20. По поводу лишма
- 21. Когда человек ощущает себя в состоянии подъема
- 22. Тора лишма
- 23. Любящие Творца, ненавидьте зло
- 24. От рук грешников спасает их
- 25. То, что исходит из сердца
- 26. Будущее человека зависит и связано с благодарностью за прошлое
- 27. Что значит «возвышен Творец, и низкий увидит» – 1
- 28. Не умру, но буду жить
- 29. Когда человека посещают сомнения
- 30. Главное – желать только отдавать
- 31. Тот, кто приятен духу людей
- 32. Жребий означает «пробуждение свыше»
- 33. По поводу жребиев в Йом Кипур и у Амана
- 34. Преимущество земли – во всём
- 35. О живительной силе святости
- 36. Что такое три тела в человеке
- 37. Статья к Пуриму
- 38. Трепет перед Творцом – это богатство его
- 39. И сшили они листья смоковницы
- 40. Какова должна быть мера веры в учителя
- 41. Что такое малость и величие в вере
- 42. На что аббревиатура Элуль: «Я Возлюбленному моему, а Возлюбленный мне» – указывает в работе
- 43. По поводу истины и веры
- 44. Разум и сердце
- 45. Два свойства в Торе и работе
- 46. Власть Исраэля над клипот
- 47. «Там, где ты находишь величие Его»
- 48. Главная основа
- 49. Главное – это разум и сердце
- 50. Два состояния
- 51. Если обидел тебя этот негодяй
- 52. Прегрешение не гасит заповеди
- 53. По поводу ограничения
- 54. Цель работы — 1
- 55. Где в Торе упомянут Аман
- 56. Тора называется «обучающая»
- 57. Приблизит его к желанию Его
- 58. Радость является «отражением» добрых дел
- 59. По поводу посоха и змея
- 60. Заповедь, совершённая через прегрешение
- 61. А вокруг Него сильная буря
- 62. Спускается и подстрекает, поднимается и обвиняет
- 63. Одалживайте за Мой счет, а Я заплачу
- 64. Из «ло лишма» приходят к «лишма»
- 65. Что такое открытое и что такое скрытое
- 66. О даровании Торы — 1
- 67. Уклоняйся от зла
- 68. Связь человека со сфирот
- 69. Сначала будет исправление мира
- 70. Рукою крепкою и яростью изливающейся
- 71. Втайне будет плакать душа моя — 2
- 72. Уверенность есть облачение света
- 73. После сокращения
- 74. Понятия мир, год, душа
- 75. Есть свойство будущего мира, и есть свойство этого мира
- 76. Со всякой жертвой твоей жертвуй соль
- 77. Душа человека научит его
- 78. Тора, Творец и Исраэль едины
- 79. Ацилут и БЕА
- 80. По поводу «ахор бе-ахор»
- 81. По поводу подъема Мана
- 82. Молитва, которой нужно молиться всегда
- 83. По поводу правого вава и левого вава
- 84. Что значит «И изгнал Адама из сада Эденского, чтобы не взял он от Древа Жизни»
- 85. Что означает «плод дерева великолепного» в работе
- 86. И построили несчастные города
- 87. Суббота «Шкалим»
- 88. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 1
- 89. Чтобы понять слова книги Зоар
- 90. В книге Зоар, Берешит
- 91. О подменных детях
- 92. Объяснение понятия «удача»
- 93. О плавниках и чешуе
- 94. И берегите души ваши
- 95. Отсечение крайней плоти
- 96. Что означают «отходы гумна и винодельни» в работе
- 97. Об отходах гумна и винодельни
- 98. Духовностью называется то, что не отменится никогда
- 99. Грешник или праведник, не говорит
- 100. Письменная Тора и устная Тора — 1
- 101. Объяснение псалма «Победителю над розами»
- 102. И возьмите себе плод дерева великолепного
- 103. Побужденный сердцем
- 104. Губитель находился [внутри потопа]
- 105. Незаконнорожденный мудрец идет прежде невежественного Первосвященника
- 106. На что указывают 12 субботних хал
- 107. О двух ангелах
- 108. Если оставишь меня на день, на два дня оставлю Я тебя
- 109. Два вида мяса
- 110. Поле, благословенное Творцом
- 111. Выдох, голос и речь
- 112. Три ангела
- 113. Молитва «Восемнадцать [благословений]»
- 114. О молитве
- 115. О неживом, растительном, животном, говорящем
- 116. Тот, кто говорит, что заповеди не нуждаются в намерении
- 117. Приложил усилия и не нашел – не верь
- 118. Понять, что значит «колени, которые преклонялись перед Баалом»
- 119. Тот ученик, который учился тайно
- 120. Смысл обычая не есть орехи в Рош а-Шана
- 121. Она подобна кораблям торговым
- 122. Понять, что выясняется в «Шульхан Арух»
- 123. Одновременность вручения и вступления в силу
- 124. Суббота сотворения и шести тысяч лет
- 125. Наслаждающий субботу
- 126. Мудрец входит в город
- 127. Понять различие между главным и сутью, и добавкой блага
- 128. С головы той капает роса на Зеир Анпин
- 129. Состояние Шхины во прахе
- 130. Тверия, как объяснили учителя, хорош вид твой
- 131. Пришедший очиститься
- 132. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 1
- 133. Света субботы
- 134. Опьяняющее вино
- 135. Чистого и праведного не убивай
- 136. Разница между первыми письмами и последними
- 137. Цлофхад собирал дрова
- 138. О страхе и боязни, которые иногда посещают человека
- 139. Разница между шестью днями творения и субботой
- 140. Как люблю я Тору Твою
- 141. По поводу праздника Песах
- 142. Главная война
- 143. «Только» – хорошо для Исраэля
- 144. Есть один народ
- 145. Что значит: дает мудрость именно мудрым
- 146. Комментарий на Зоар
- 147. О работе в получении и отдаче
- 148. Выяснение горького – сладкого, истины – лжи
- 149. Почему нужно привлекать свойство хохмы
- 150. Воспевайте Творца, ибо возвышенное сотворил Он
- 151. И увидел Исраэль египтян
- 152. Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов
- 153. Мысль есть порождение желания
- 154. В мире не может быть пустого пространства
- 155. Чистота тела
- 156. Kак бы не взял от Древа Жизни
- 157. Я сплю, но сердце мое бодрствует
- 158. Почему не принято есть друг у друга в Песах
- 159. И было, спустя много времени
- 160. Причина скрытия мацы
- 161. О даровании Торы – 2
- 162. Почему после окончания чтения книг Торы говорят: «Укрепись!»
- 163. То, что сказали авторы Зоара
- 164. Есть разница между материальным и духовным
- 165. Объяснение просьбы Элишы к Элияу
- 166. Две части постижения
- 167. Почему называется «Суббота Раскаяния»
- 168. Обычаи Израиля
- 169. О полном праведнике
- 170. Да не будет в суме твоей камня большого
- 171. Зоар, Эмор — 1
- 172. О помехах и препятствиях
- 173. Почему говорят: «Лехаим!»
- 174. По поводу скрытия
- 175. Когда далек для тебя будет путь
- 176. Во время питья спирта после Авдалы
- 177. По поводу искупления
- 178. О трех участниках в человеке
- 179. О трех линиях
- 180. Зоар, Эмор – 2
- 181. О почестях
- 182. Моше и Шломо
- 183. Свойство Машиаха
- 184. Разница между верой и разумом
- 185. На простолюдина действует страх субботы
- 186. Сделай субботу свою буднями и не нуждайся в творениях (Трактат Псахим, 112:1)
- 187. Разрешение [противоречия] посредством усилия
- 188. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 2
- 189. Действие влияет на мысль
- 190. Всякое действие оставляет след
- 191. Время падения
- 192. О жребиях
- 193. Одна стена служит обоим
- 194. По поводу семи полных дней
- 195. Удостоились – ускорением
- 196. Присасывание внешних
- 197. Книга, рассказчик, рассказ
- 198. Свобода
- 199. У каждого человека из Исраэля
- 200. Очищение экрана
- 201. Духовное и материальное
- 202. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 2
- 203. Гордость человека унижает его
- 204. Цель работы – 2
- 205. Мудрость возглашает на улице
- 206. О вере и наслаждении
- 207. По поводу получения ради отдачи
- 208. По поводу усилий
- 209. Три условия молитвы
- 210. Красивый изъян в тебе
- 211. Как стоящий перед Царем
- 212. Объятие справа и объятие слева
- 213. О раскрытии хисарона
- 214. Известен во вратах
- 215. По поводу веры
- 216. Правая и левая
- 217. Если не я себе, то кто мне
- 218. Тора и Творец есть одно
- 219. О самопожертвовании
- 220. О страданиях
- 221. Власть всех
- 222. О части, которую дают Ситре Ахре, чтобы она отделилась от святости
- 223. Одеяние из мешковины, ложь – усердие
- 224. О мужской основе и женской основе
- 225. Поднять себя
- 226. Письменная Тора и устная Тора — 2
- 227. Вознаграждение за заповедь – Заповедующий
- 228. Рыба предшествует мясу
- 229. Карманы Амана
- 230. Возвышен Творец и низкий узрит — 2
- 231. Очищение получающих келим
- 232. Восполнение усилий
- 233. О прощении, извинении и искуплении (Из молитв в Йом Кипур)
- 234. Прерывающий слова Торы, чтобы заняться разговорами
- 235. Смотрящий в книгу заново
- 236. Ибо проклинают меня враги мои весь день
- 237. Ведь человек не может увидеть Меня и остаться в живых
- 238. Счастлив муж, который не забывает Тебя, и человек, который вкладывает силы в Тебя
- 239. Разница между мохин Шавуота и мохин субботней минхи
- 240. Обратись к ищущим Тебя, когда ищут они лик Твой
- 241. Призывайте Его, когда Он близок
- 242. Что значит «радовать бедных в праздник» в работе
- 243. О проверке тени в ночь Ошана Раба
- 244. Все миры
- 245. Перед созданием плода
- 246. Выяснение, что такое «мазла»
- 247. Мысль есть свойство питания
- 248. Пусть товарищ начнет