105. Незаконнорожденный мудрец идет прежде невежественного Первосвященника
Услышано 1 ноября, 1944 г. (Еврейская дата: 15 хешвана, 5705 г), Тель-Авив
«Незаконнорожденный мудрец [Букв. «ученик мудреца». Также ученый] идет прежде невежественного Первосвященника» [Трактат Орайот, мишна, 3:8].
«Незаконорожденный» ‘мамзе́р’ означает «чуждый бог» ‘эль–зар’, «но чуждый» ‘ах–зар’. Незаконорожденный означает, что из-за того, что человек преступает запрет «не обращайтесь к идолам» [Ваикра, 19:4] – они порождают ему незаконорожденного.
Ведь «обращение к идолам» – это когда он совершает зивуг с Ситрой Ахрой, т.е. с запрещенной ему женщиной. И это называется: «Возлегший с запрещенной ему женщиной и родивший от нее незаконорожденного» [Трактат Хагига, мишна, 1:7]. А «знание обывателей противоположно знанию Торы» [Хошен Мишпат, 3:13]. Поэтому есть разногласия между невеждой и мудрецом. И в этом есть огромная разница, родил ли человек незаконорожденного. Ибо мудрец утверждает, что это тоже от Творца, ибо форма, предстающая перед его взором, т.е. свойство незаконорожденного, – он говорит, что Творец подставил ему эту причину.
Тогда как грешник говорит, что это лишь посторонняя мысль, которая возникла у него из-за греха. И не нужно большего, чем исправить его грехи.
В то же время мудрец в силах верить, что и это тоже – т.е. его форму, как она есть, он обязан видеть ее истинность, и вместе с тем принимать на себя бремя высшей малхут вплоть до самопожертвования.
Объяснение: что и на свойство низшее по важности, когда нет ниже его и нет большего скрытия, даже и в такое время следует связывать [всё] с Творцом. Т.е. что это Творец подстраивает ему такую картину, которая называется посторонними мыслями об Управлении. А он [даже] на такое маленькое свойство [должен] работать выше знания, как будто у него есть большое знание в святости.
А Первосвященником называется – тот, кто служит Творцу, называется Первосвященником, как сказано: «Ведь их большинство…» [Шмот, 23:2. Комм. Раши. Если видишь, как нечестивые творят неправый суд, не говори: ведь их большинство, последую за ними] Т.е. есть у них много Торы и много заповедей, и нет у них недостатка ни в чем. Поэтому, если человек пришел, чтобы соединиться и принять на себя какой-то порядок в работе, закон таков, что незаконорожденный мудрец идет прежде.
Т.е. свою незаконорожденность он примет на себя как мудрец (букв. «ученик мудрого»). Ведь Мудрым называется Творец. А его ученик – тот, кто учится из уст Творца. Ибо только ученик Мудрого может сказать, что всё, т.е. все формы, предстающие во время работы, – «от Творца было это» [Псалмы, 118:23. От Творца было это, дивно это в глазах наших].
В то же время невежественный священник ‘коэн’, хоть он и служит Творцу, и он велик в Торе и работе, но [если] еще не удостоился учиться из уст Творца, еще не называется учеником Мудрого. Поэтому это состояние называется, что ему нельзя ничем помочь, чтобы он смог прийти к истинному совершенству, поскольку он обладает [лишь] знанием обывателей. А знание Торы – это только тот, кто учится из уст Творца, ибо только ученик Мудрого знает истину – что Творец есть тот, кто устраивает все причины.
И отсюда поймем высказывание наших мудрецов: «рабби Шимон бен Манасия объяснял все предлоги «эт» [Предлог винительного падежа] в Торе» [трактат Псахим, 22:2]. А «эт» означает «включая». Т.е. он умножал Тору и заповеди каждый день более предыдущего. «А когда дошел до «’эт’ Творца Всесильного твоего бойся» [Дварим, 10:20], перестал» [Трактат Псахим, 22:2] – т.е. он не мог умножить, но подошел к такой точке, когда не мог добавить, а, чего доброго, наоборот.
И объясняет Раши: «бен Манасия» – т.е. тот, кто понял ‘эвин’ опытного ‘менусе́’, что означает: бегство и отступление с поля боя. Так же и «бен а-Амсони» [См. трактат Псахим, 22:2], – т.е. он понял ‘эвин’ истину ‘эмет’, и какая форма есть у этой истины. И тогда он остается стоять на своем посту и не может идти вперед. «Пока не пришел рабби Акива и не объяснил: «эт» означает – включая учеников Мудрого [т.е. мудрецов]» [Трактат Псахим, 22:2]. Т.е., как сказано выше, что благодаря слиянию с мудрецами можно получить определенную опору.
Т.е. только мудрец может помочь ему, а не что-то иное. Даже если бы был он великим в Торе, он всё равно назывался бы «невеждой», если он не удостоился учиться из уст Творца. Поэтому человек обязан смириться перед мудрецом, и пусть примет на себя то, что мудрец возложит на него, без всяких споров, а в свойстве «выше знания».
«Длиннее земли мера» [Иов, 11:9]. Т.е. Тора начинается за землей. Т.е. если она больше земли. И существует правило, что ничего нельзя начинать с середины. Поэтому, если он хочет начать, то начало находится за землей, т.е. за земным. (И в этом смысл слов: «невежественный [Букв.: народ земли] Первосвященник», т.е. даже если его работа в гадлуте, но если он еще не удостоился света Торы, он всё еще находится в земном).
Чтобы прийти к «лишма», нужно долго учиться в «ло лишма». Т.е. когда он приложил усилия и потрудился в «ло лишма», тогда он может увидеть истину – что он всё еще не удостоился «лишма». В то же время, если сначала он не прилагает усилий, вкладывая большие силы, у него нет возможности увидеть истину.
А однажды [Бааль Сулам] сказал, что человек должен учить много Торы «лишма», чтобы удостоиться и увидеть истину – что он работает в «ло лишма». И работа «лишма» называется свойством вознаграждения и наказания, что является свойством малхут. А Тора в «ло лишма» называется свойством Зеир Анпина, который является частным Управлением.
Поэтому царям Исраэля, которые все удостоились частного управления, уже не было, что делать, ибо им было нечего добавить. Поэтому сказали наши мудрецы: «Царь Исраэля не судит, и не судят его» [Трактат Санедрин, мишна, 2:2]. Поэтому нет у них доли в будущем мире, поскольку они не делают ничего, ибо они видят, что всё делает Творец.
И это называется «Изевель, жена Ахава» [Царей 1, 16:30-31]. И объяснили [мудрецы], что жена его вопрошала: «Где мусор ‘и–зевель’?», от слов «где есть в мире мусор?» – ибо она видела, что он целиком добр. А «Ах–ав» – т.е. он был братом ‘ах’ отцу ‘ав’ небесному. Иначе с царями из дома Давида, которых судят, поскольку у царей из дома Давида была сила соединять Творца и Шхину Его, хотя это две вещи, противоречащие друг другу, поскольку частное управление противоположно свойству вознаграждения и наказания.
И это – сила великих праведников, которые могут соединять свойство Творца и Шхины, т.е. свойство частного управления с вознаграждением и наказанием. И именно из них обоих исходит желанное абсолютное совершенство.
Все статьи
- 1. Нет никого, кроме Него
- 2. Шхина в изгнании
- 3. Суть духовного постижения
- 4. Причина трудности аннулировать себя ради Творца
- 5. Лишма – это пробуждение свыше, и почему нужно пробуждение снизу
- 6. Помощь, которую оказывает Тора в духовной работе
- 7. Что означает в работе, когда привычка становится второй натурой
- 8. Разница между святой тенью и тенью клипот
- 9. Три причины, увеличивающие разум человека
- 10. Что означает «скрылся мой друг» в духовной работе
- 11. «Радуйся в трепете»
- 12. Главное в работе человека
- 13. По поводу граната
- 14. Что такое величие Творца
- 15. Что такое «иные боги» в работе
- 16. Что такое «день Творца и ночь Творца» в работе
- 17. Что значит, что Ситра Ахра называется царством без короны
- 18. Что значит «втайне будет плакать душа моя» в работе — 1
- 19. Что значит, что Творец ненавидит тела, в работе
- 20. По поводу лишма
- 21. Когда человек ощущает себя в состоянии подъема
- 22. Тора лишма
- 23. Любящие Творца, ненавидьте зло
- 24. От рук грешников спасает их
- 25. То, что исходит из сердца
- 26. Будущее человека зависит и связано с благодарностью за прошлое
- 27. Что значит «возвышен Творец, и низкий увидит» – 1
- 28. Не умру, но буду жить
- 29. Когда человека посещают сомнения
- 30. Главное – желать только отдавать
- 31. Тот, кто приятен духу людей
- 32. Жребий означает «пробуждение свыше»
- 33. По поводу жребиев в Йом Кипур и у Амана
- 34. Преимущество земли – во всём
- 35. О живительной силе святости
- 36. Что такое три тела в человеке
- 37. Статья к Пуриму
- 38. Трепет перед Творцом – это богатство его
- 39. И сшили они листья смоковницы
- 40. Какова должна быть мера веры в учителя
- 41. Что такое малость и величие в вере
- 42. На что аббревиатура Элуль: «Я Возлюбленному моему, а Возлюбленный мне» – указывает в работе
- 43. По поводу истины и веры
- 44. Разум и сердце
- 45. Два свойства в Торе и работе
- 46. Власть Исраэля над клипот
- 47. «Там, где ты находишь величие Его»
- 48. Главная основа
- 49. Главное – это разум и сердце
- 50. Два состояния
- 51. Если обидел тебя этот негодяй
- 52. Прегрешение не гасит заповеди
- 53. По поводу ограничения
- 54. Цель работы — 1
- 55. Где в Торе упомянут Аман
- 56. Тора называется «обучающая»
- 57. Приблизит его к желанию Его
- 58. Радость является «отражением» добрых дел
- 59. По поводу посоха и змея
- 60. Заповедь, совершённая через прегрешение
- 61. А вокруг Него сильная буря
- 62. Спускается и подстрекает, поднимается и обвиняет
- 63. Одалживайте за Мой счет, а Я заплачу
- 64. Из «ло лишма» приходят к «лишма»
- 65. Что такое открытое и что такое скрытое
- 66. О даровании Торы — 1
- 67. Уклоняйся от зла
- 68. Связь человека со сфирот
- 69. Сначала будет исправление мира
- 70. Рукою крепкою и яростью изливающейся
- 71. Втайне будет плакать душа моя — 2
- 72. Уверенность есть облачение света
- 73. После сокращения
- 74. Понятия мир, год, душа
- 75. Есть свойство будущего мира, и есть свойство этого мира
- 76. Со всякой жертвой твоей жертвуй соль
- 77. Душа человека научит его
- 78. Тора, Творец и Исраэль едины
- 79. Ацилут и БЕА
- 80. По поводу «ахор бе-ахор»
- 81. По поводу подъема Мана
- 82. Молитва, которой нужно молиться всегда
- 83. По поводу правого вава и левого вава
- 84. Что значит «И изгнал Адама из сада Эденского, чтобы не взял он от Древа Жизни»
- 85. Что означает «плод дерева великолепного» в работе
- 86. И построили несчастные города
- 87. Суббота «Шкалим»
- 88. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 1
- 89. Чтобы понять слова книги Зоар
- 90. В книге Зоар, Берешит
- 91. О подменных детях
- 92. Объяснение понятия «удача»
- 93. О плавниках и чешуе
- 94. И берегите души ваши
- 95. Отсечение крайней плоти
- 96. Что означают «отходы гумна и винодельни» в работе
- 97. Об отходах гумна и винодельни
- 98. Духовностью называется то, что не отменится никогда
- 99. Грешник или праведник, не говорит
- 100. Письменная Тора и устная Тора — 1
- 101. Объяснение псалма «Победителю над розами»
- 102. И возьмите себе плод дерева великолепного
- 103. Побужденный сердцем
- 104. Губитель находился [внутри потопа]
- 105. Незаконнорожденный мудрец идет прежде невежественного Первосвященника
- 106. На что указывают 12 субботних хал
- 107. О двух ангелах
- 108. Если оставишь меня на день, на два дня оставлю Я тебя
- 109. Два вида мяса
- 110. Поле, благословенное Творцом
- 111. Выдох, голос и речь
- 112. Три ангела
- 113. Молитва «Восемнадцать [благословений]»
- 114. О молитве
- 115. О неживом, растительном, животном, говорящем
- 116. Тот, кто говорит, что заповеди не нуждаются в намерении
- 117. Приложил усилия и не нашел – не верь
- 118. Понять, что значит «колени, которые преклонялись перед Баалом»
- 119. Тот ученик, который учился тайно
- 120. Смысл обычая не есть орехи в Рош а-Шана
- 121. Она подобна кораблям торговым
- 122. Понять, что выясняется в «Шульхан Арух»
- 123. Одновременность вручения и вступления в силу
- 124. Суббота сотворения и шести тысяч лет
- 125. Наслаждающий субботу
- 126. Мудрец входит в город
- 127. Понять различие между главным и сутью, и добавкой блага
- 128. С головы той капает роса на Зеир Анпин
- 129. Состояние Шхины во прахе
- 130. Тверия, как объяснили учителя, хорош вид твой
- 131. Пришедший очиститься
- 132. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 1
- 133. Света субботы
- 134. Опьяняющее вино
- 135. Чистого и праведного не убивай
- 136. Разница между первыми письмами и последними
- 137. Цлофхад собирал дрова
- 138. О страхе и боязни, которые иногда посещают человека
- 139. Разница между шестью днями творения и субботой
- 140. Как люблю я Тору Твою
- 141. По поводу праздника Песах
- 142. Главная война
- 143. «Только» – хорошо для Исраэля
- 144. Есть один народ
- 145. Что значит: дает мудрость именно мудрым
- 146. Комментарий на Зоар
- 147. О работе в получении и отдаче
- 148. Выяснение горького – сладкого, истины – лжи
- 149. Почему нужно привлекать свойство хохмы
- 150. Воспевайте Творца, ибо возвышенное сотворил Он
- 151. И увидел Исраэль египтян
- 152. Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов
- 153. Мысль есть порождение желания
- 154. В мире не может быть пустого пространства
- 155. Чистота тела
- 156. Kак бы не взял от Древа Жизни
- 157. Я сплю, но сердце мое бодрствует
- 158. Почему не принято есть друг у друга в Песах
- 159. И было, спустя много времени
- 160. Причина скрытия мацы
- 161. О даровании Торы – 2
- 162. Почему после окончания чтения книг Торы говорят: «Укрепись!»
- 163. То, что сказали авторы Зоара
- 164. Есть разница между материальным и духовным
- 165. Объяснение просьбы Элишы к Элияу
- 166. Две части постижения
- 167. Почему называется «Суббота Раскаяния»
- 168. Обычаи Израиля
- 169. О полном праведнике
- 170. Да не будет в суме твоей камня большого
- 171. Зоар, Эмор — 1
- 172. О помехах и препятствиях
- 173. Почему говорят: «Лехаим!»
- 174. По поводу скрытия
- 175. Когда далек для тебя будет путь
- 176. Во время питья спирта после Авдалы
- 177. По поводу искупления
- 178. О трех участниках в человеке
- 179. О трех линиях
- 180. Зоар, Эмор – 2
- 181. О почестях
- 182. Моше и Шломо
- 183. Свойство Машиаха
- 184. Разница между верой и разумом
- 185. На простолюдина действует страх субботы
- 186. Сделай субботу свою буднями и не нуждайся в творениях (Трактат Псахим, 112:1)
- 187. Разрешение [противоречия] посредством усилия
- 188. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 2
- 189. Действие влияет на мысль
- 190. Всякое действие оставляет след
- 191. Время падения
- 192. О жребиях
- 193. Одна стена служит обоим
- 194. По поводу семи полных дней
- 195. Удостоились – ускорением
- 196. Присасывание внешних
- 197. Книга, рассказчик, рассказ
- 198. Свобода
- 199. У каждого человека из Исраэля
- 200. Очищение экрана
- 201. Духовное и материальное
- 202. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 2
- 203. Гордость человека унижает его
- 204. Цель работы – 2
- 205. Мудрость возглашает на улице
- 206. О вере и наслаждении
- 207. По поводу получения ради отдачи
- 208. По поводу усилий
- 209. Три условия молитвы
- 210. Красивый изъян в тебе
- 211. Как стоящий перед Царем
- 212. Объятие справа и объятие слева
- 213. О раскрытии хисарона
- 214. Известен во вратах
- 215. По поводу веры
- 216. Правая и левая
- 217. Если не я себе, то кто мне
- 218. Тора и Творец есть одно
- 219. О самопожертвовании
- 220. О страданиях
- 221. Власть всех
- 222. О части, которую дают Ситре Ахре, чтобы она отделилась от святости
- 223. Одеяние из мешковины, ложь – усердие
- 224. О мужской основе и женской основе
- 225. Поднять себя
- 226. Письменная Тора и устная Тора — 2
- 227. Вознаграждение за заповедь – Заповедующий
- 228. Рыба предшествует мясу
- 229. Карманы Амана
- 230. Возвышен Творец и низкий узрит — 2
- 231. Очищение получающих келим
- 232. Восполнение усилий
- 233. О прощении, извинении и искуплении (Из молитв в Йом Кипур)
- 234. Прерывающий слова Торы, чтобы заняться разговорами
- 235. Смотрящий в книгу заново
- 236. Ибо проклинают меня враги мои весь день
- 237. Ведь человек не может увидеть Меня и остаться в живых
- 238. Счастлив муж, который не забывает Тебя, и человек, который вкладывает силы в Тебя
- 239. Разница между мохин Шавуота и мохин субботней минхи
- 240. Обратись к ищущим Тебя, когда ищут они лик Твой
- 241. Призывайте Его, когда Он близок
- 242. Что значит «радовать бедных в праздник» в работе
- 243. О проверке тени в ночь Ошана Раба
- 244. Все миры
- 245. Перед созданием плода
- 246. Выяснение, что такое «мазла»
- 247. Мысль есть свойство питания
- 248. Пусть товарищ начнет