108. Если оставишь меня на день, на два дня оставлю Я тебя
Услышано в 1943 г. (Еврейская дата: 5703 г) в Иерусалиме
Каждый человек удален от Творца из-за свойства получения в нем.
Но просто так он удален из-за желания получать в нем. Однако поскольку он не стремится к духовному, а [стремится] к страстям этого мира, выходит, что он удален от Творца на один день. Т.е. на расстояние дня, т.е. он удален от Творца лишь из-за одного свойства – тем, что он погружен в желание получать, направленное на страсти этого мира.
Но когда человек приближает себя к Творцу, т.е. отменяет получение в этом мире, выходит, что он называется близким к Творцу. Но, если впоследствии он терпит неудачу в получении в будущем мире, тогда получается, что он далек от Творца из-за того, что он желает получение наслаждений будущего мира, а также падает в получение наслаждений и этого мира тоже. Выходит, что сейчас он становится далеким от Творца на два дня:
- из-за получения наслаждений в этом мире, в который он снова упал;
- что сейчас у него есть желание получать богатство будущего мира. Ведь тем, что он стал заниматься Торой и заповедями, он вынуждает Творца, чтобы Он заплатил ему компенсацию за его работу в Торе и заповедях.
Согласно этому выходит, что вначале он прошел один день и приблизился к работе Творца, а затем, он прошел два дня назад. Ведь сейчас человек стал нуждаться в двух видах получения: 1) этого мира, 2) будущего мира.
И согласно этому выходит, что он шел в обратном состоянии.
И совет тут – всегда идти путем Торы, что означает «отдавать». А порядок должен быть таким, что сначала следует следить за двумя вещами:
- что есть исполнение самого действия заповеди,
- это ощущение наслаждения в этой заповеди. Ведь человек должен верить, что у Творца есть наслаждение от того, что мы исполняем Его заповеди.
Согласно этому выходит, что человек должен совершать заповедь на практике. А также верить, что у Творца есть наслаждение от того, что нижний исполняет Его заповеди. И в этом нет различия между большой заповедью и маленькой заповедью. Т.е. у Творца есть наслаждение – даже самым маленьким действием, которое совершают для Него, Он наслаждается.
А затем есть результат, и это главная цель, которую человек должен видеть. Т.е., чтобы у человека были наслаждение и удовольствие от того, что он доставил наслаждение своему Создателю. И на это должен быть сделан главный упор в его работе. И это называется: «Служите Творцу в радости» [Псалмы, 100:2]. И это должна быть плата за его работу. Т.е. чтобы он получил наслаждение и удовольствие от того, что удостоился порадовать Творца.
И это называется: «Пришелец ‘гер’, который в среде твоей, возвысится над тобой выше и выше… он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы» [Дварим, 28:43-44]. «Гером» называется желание получать (когда он входит в работу Творца, желание получать называется гером. А до этого оно полностью относится к другим народам ‘гой гамур’).
«Он будет давать тебе взаймы» – когда он дает силу для работы, он дает эту силу только в виде ссуды и одалживания. Что означает, что когда прошел день в Торе и заповедях, хоть он и не получил вознаграждения на месте, но он поверил ему, что потом он заплатит вознаграждение за те силы, которые он ему дал для работы. Поэтому после дня работы он приходит к нему и просит [отдать] долг, который он обещал ему. Чтобы дал компенсацию за те силы, которые тело дало ему, чтобы заниматься Торой и заповедями. А он не дает ему. Тогда гер кричит: «Что это за работа такая, чтобы работать без оплаты!» Поэтому после этого гер не хочет давать Исраэлю силу для работы.
«А ты не будешь давать ему взаймы». А если ты даешь ему питание, и ты приходишь, чтобы просить у него, чтобы он дал тебе силы для работы, он говорит тебе, что у него нет никакой обязанности платить тебе за питание, которое ты ему даешь. «Ведь я давал тебе до этого энергию для работы, и это было при условии, что ты купишь для меня [какие-либо] обретения. В таком случае, то, что ты даешь мне сейчас, – всё это согласно прошлым условиям. В таком случае, сейчас ты пришел ко мне, чтобы я дал тебе еще сил для работы, чтобы дать мне новые обретения».
Тогда желание получать становится умным и пользуется своим умом, и начинает делать расчеты выгодности этого. Иногда оно говорит ему, что оно удовлетворится малым, что ему достаточно обретений в том, что у него есть. И поэтому оно не хочет давать ему силы. А иногда оно говорит, что путь, которым ты идешь сейчас, – опасен, и, возможно, все силы будут потрачены впустую. А иногда оно говорит ему, что усилия превышают оплату, поэтому я не дам тебе сил для работы.
И тогда, когда он хочет от него силы, чтобы идти путем Творца ради отдачи, чтобы всё было только для умножения славы небес, – то оно [т.е. тело] говорит: «Что мне будет от этого?» И тогда оно выступает с известными претензиями, такими как: «кто?» и «что?» Т.е. «кто такой Творец, чтобы я слушался Его?» – как в вопросе Фараона. Или: «Что это за работа у вас?» – как в вопросе грешника. И всё это, потому что претензии его справедливы, ведь так они договорились между собой. И это называется: если ты не послушаешься Творца, оно придет с претензиями, ведь ты не исполняешь условия [договора].
Иначе – «когда ты будешь слушаться Творца». Другими словами, сразу вначале вхождения (а вхождение называется постоянным процессом, потому что всякий раз, когда у него есть падение, он должен начинать заново, поэтому это называется вхождением. И, само собой получается, что есть много выходов и много входов) он говорит своему телу: «Знай, что я хочу войти в работу Творца. И мое намерение – только отдавать и не получать никакой компенсации. И ты не должно надеяться, что получишь что-то за свои усилия, а всё идет на отдачу».
А если тело спрашивает: «Какая польза будет тебе от этой работы?» Т.е. «кто является получателем этой работы, для которой я хочу дать силы и трудиться?» Или спрашивает проще: «Ради кого я работаю с такими большими усилиями?»
Тогда следует ответить ему, что у меня есть вера в мудрецов, которые сказали, что я должен верить абстрактной верой выше знания, что Творец заповедовал нам так, чтобы мы приняли на себя веру, и что Он заповедовал нам исполнять Тору и заповеди. А также следует верить, что у Творца есть наслаждение от того, что мы исполняем Тору и заповеди в виде веры выше знания. А также человек должен быть в радости, от того, что у Творца есть наслаждение и удовольствие от его работы.
Получается, что тут есть 4 момента.
- Верить верой мудрецов, что то, что они сказали, – это истина.
- Верить, что Творец заповедовал заниматься Торой и заповедями только посредством веры выше знания.
- Что есть радость от того, что творения исполняют Тору и заповеди на основе веры.
- Что человек должен получать наслаждение и удовольствие, и радость от того, что он удостоился порадовать Творца. А мера величия и важности работы человека измеряется мерой радости, которую человек извлекает во время своей работы. А это зависит от меры веры, когда человек верит в сказанное выше.
И согласно этому выходит, что когда ты будешь слушаться Творца, все силы, которые ты получаешь от тела, – это не считается, что ты получаешь взаймы от тела, и нужно вернуть это – как сказано выше о ситуации, когда ты не будешь слушаться Творца. А если тело спрашивает: «Для чего я должно давать тебе силы для работы, ведь ты не обещаешь мне никакой компенсации?» Он должен отвечать ему: «Ибо для этого ты и создано. А что я могу сделать тебе, если Творец ненавидит тебя?» – как сказано в книге Зоар, что Творец ненавидит тела.
И еще более того: то, что Зоар говорит, что Творец ненавидит тела, имеются в виду именно тела работников Творца, из-за того, что они хотят быть вечно получающими, так как он желает также и богатство будущего мира.
И это считается: «А ты не будешь давать ему взаймы». Другими словами, ты не должен давать ему ничего за ту энергию, которую дало тебе тело для работы. Но «если ты дашь ему взаймы» – и если ты даешь ему какое-то наслаждение, это лишь в долг. Т.е. нужно дать тебе за это силу для работы. Но не бесплатно.
А оно всегда обязано давать тебе энергию, т.е. даром. Ты не даешь ему никакого наслаждения, и ты требуешь от него всегда, чтобы у тебя были силы для работы, ведь «должник – раб заимодавца» [Притчи, 22:7]. В таком случае оно всегда будет рабом, а ты будешь господином.
Все статьи
- 1. Нет никого, кроме Него
- 2. Шхина в изгнании
- 3. Суть духовного постижения
- 4. Причина трудности аннулировать себя ради Творца
- 5. Лишма – это пробуждение свыше, и почему нужно пробуждение снизу
- 6. Помощь, которую оказывает Тора в духовной работе
- 7. Что означает в работе, когда привычка становится второй натурой
- 8. Разница между святой тенью и тенью клипот
- 9. Три причины, увеличивающие разум человека
- 10. Что означает «скрылся мой друг» в духовной работе
- 11. «Радуйся в трепете»
- 12. Главное в работе человека
- 13. По поводу граната
- 14. Что такое величие Творца
- 15. Что такое «иные боги» в работе
- 16. Что такое «день Творца и ночь Творца» в работе
- 17. Что значит, что Ситра Ахра называется царством без короны
- 18. Что значит «втайне будет плакать душа моя» в работе — 1
- 19. Что значит, что Творец ненавидит тела, в работе
- 20. По поводу лишма
- 21. Когда человек ощущает себя в состоянии подъема
- 22. Тора лишма
- 23. Любящие Творца, ненавидьте зло
- 24. От рук грешников спасает их
- 25. То, что исходит из сердца
- 26. Будущее человека зависит и связано с благодарностью за прошлое
- 27. Что значит «возвышен Творец, и низкий увидит» – 1
- 28. Не умру, но буду жить
- 29. Когда человека посещают сомнения
- 30. Главное – желать только отдавать
- 31. Тот, кто приятен духу людей
- 32. Жребий означает «пробуждение свыше»
- 33. По поводу жребиев в Йом Кипур и у Амана
- 34. Преимущество земли – во всём
- 35. О живительной силе святости
- 36. Что такое три тела в человеке
- 37. Статья к Пуриму
- 38. Трепет перед Творцом – это богатство его
- 39. И сшили они листья смоковницы
- 40. Какова должна быть мера веры в учителя
- 41. Что такое малость и величие в вере
- 42. На что аббревиатура Элуль: «Я Возлюбленному моему, а Возлюбленный мне» – указывает в работе
- 43. По поводу истины и веры
- 44. Разум и сердце
- 45. Два свойства в Торе и работе
- 46. Власть Исраэля над клипот
- 47. «Там, где ты находишь величие Его»
- 48. Главная основа
- 49. Главное – это разум и сердце
- 50. Два состояния
- 51. Если обидел тебя этот негодяй
- 52. Прегрешение не гасит заповеди
- 53. По поводу ограничения
- 54. Цель работы — 1
- 55. Где в Торе упомянут Аман
- 56. Тора называется «обучающая»
- 57. Приблизит его к желанию Его
- 58. Радость является «отражением» добрых дел
- 59. По поводу посоха и змея
- 60. Заповедь, совершённая через прегрешение
- 61. А вокруг Него сильная буря
- 62. Спускается и подстрекает, поднимается и обвиняет
- 63. Одалживайте за Мой счет, а Я заплачу
- 64. Из «ло лишма» приходят к «лишма»
- 65. Что такое открытое и что такое скрытое
- 66. О даровании Торы — 1
- 67. Уклоняйся от зла
- 68. Связь человека со сфирот
- 69. Сначала будет исправление мира
- 70. Рукою крепкою и яростью изливающейся
- 71. Втайне будет плакать душа моя — 2
- 72. Уверенность есть облачение света
- 73. После сокращения
- 74. Понятия мир, год, душа
- 75. Есть свойство будущего мира, и есть свойство этого мира
- 76. Со всякой жертвой твоей жертвуй соль
- 77. Душа человека научит его
- 78. Тора, Творец и Исраэль едины
- 79. Ацилут и БЕА
- 80. По поводу «ахор бе-ахор»
- 81. По поводу подъема Мана
- 82. Молитва, которой нужно молиться всегда
- 83. По поводу правого вава и левого вава
- 84. Что значит «И изгнал Адама из сада Эденского, чтобы не взял он от Древа Жизни»
- 85. Что означает «плод дерева великолепного» в работе
- 86. И построили несчастные города
- 87. Суббота «Шкалим»
- 88. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 1
- 89. Чтобы понять слова книги Зоар
- 90. В книге Зоар, Берешит
- 91. О подменных детях
- 92. Объяснение понятия «удача»
- 93. О плавниках и чешуе
- 94. И берегите души ваши
- 95. Отсечение крайней плоти
- 96. Что означают «отходы гумна и винодельни» в работе
- 97. Об отходах гумна и винодельни
- 98. Духовностью называется то, что не отменится никогда
- 99. Грешник или праведник, не говорит
- 100. Письменная Тора и устная Тора — 1
- 101. Объяснение псалма «Победителю над розами»
- 102. И возьмите себе плод дерева великолепного
- 103. Побужденный сердцем
- 104. Губитель находился [внутри потопа]
- 105. Незаконнорожденный мудрец идет прежде невежественного Первосвященника
- 106. На что указывают 12 субботних хал
- 107. О двух ангелах
- 108. Если оставишь меня на день, на два дня оставлю Я тебя
- 109. Два вида мяса
- 110. Поле, благословенное Творцом
- 111. Выдох, голос и речь
- 112. Три ангела
- 113. Молитва «Восемнадцать [благословений]»
- 114. О молитве
- 115. О неживом, растительном, животном, говорящем
- 116. Тот, кто говорит, что заповеди не нуждаются в намерении
- 117. Приложил усилия и не нашел – не верь
- 118. Понять, что значит «колени, которые преклонялись перед Баалом»
- 119. Тот ученик, который учился тайно
- 120. Смысл обычая не есть орехи в Рош а-Шана
- 121. Она подобна кораблям торговым
- 122. Понять, что выясняется в «Шульхан Арух»
- 123. Одновременность вручения и вступления в силу
- 124. Суббота сотворения и шести тысяч лет
- 125. Наслаждающий субботу
- 126. Мудрец входит в город
- 127. Понять различие между главным и сутью, и добавкой блага
- 128. С головы той капает роса на Зеир Анпин
- 129. Состояние Шхины во прахе
- 130. Тверия, как объяснили учителя, хорош вид твой
- 131. Пришедший очиститься
- 132. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 1
- 133. Света субботы
- 134. Опьяняющее вино
- 135. Чистого и праведного не убивай
- 136. Разница между первыми письмами и последними
- 137. Цлофхад собирал дрова
- 138. О страхе и боязни, которые иногда посещают человека
- 139. Разница между шестью днями творения и субботой
- 140. Как люблю я Тору Твою
- 141. По поводу праздника Песах
- 142. Главная война
- 143. «Только» – хорошо для Исраэля
- 144. Есть один народ
- 145. Что значит: дает мудрость именно мудрым
- 146. Комментарий на Зоар
- 147. О работе в получении и отдаче
- 148. Выяснение горького – сладкого, истины – лжи
- 149. Почему нужно привлекать свойство хохмы
- 150. Воспевайте Творца, ибо возвышенное сотворил Он
- 151. И увидел Исраэль египтян
- 152. Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов
- 153. Мысль есть порождение желания
- 154. В мире не может быть пустого пространства
- 155. Чистота тела
- 156. Kак бы не взял от Древа Жизни
- 157. Я сплю, но сердце мое бодрствует
- 158. Почему не принято есть друг у друга в Песах
- 159. И было, спустя много времени
- 160. Причина скрытия мацы
- 161. О даровании Торы – 2
- 162. Почему после окончания чтения книг Торы говорят: «Укрепись!»
- 163. То, что сказали авторы Зоара
- 164. Есть разница между материальным и духовным
- 165. Объяснение просьбы Элишы к Элияу
- 166. Две части постижения
- 167. Почему называется «Суббота Раскаяния»
- 168. Обычаи Израиля
- 169. О полном праведнике
- 170. Да не будет в суме твоей камня большого
- 171. Зоар, Эмор — 1
- 172. О помехах и препятствиях
- 173. Почему говорят: «Лехаим!»
- 174. По поводу скрытия
- 175. Когда далек для тебя будет путь
- 176. Во время питья спирта после Авдалы
- 177. По поводу искупления
- 178. О трех участниках в человеке
- 179. О трех линиях
- 180. Зоар, Эмор – 2
- 181. О почестях
- 182. Моше и Шломо
- 183. Свойство Машиаха
- 184. Разница между верой и разумом
- 185. На простолюдина действует страх субботы
- 186. Сделай субботу свою буднями и не нуждайся в творениях (Трактат Псахим, 112:1)
- 187. Разрешение [противоречия] посредством усилия
- 188. Вся работа – лишь в том месте, где есть два пути — 2
- 189. Действие влияет на мысль
- 190. Всякое действие оставляет след
- 191. Время падения
- 192. О жребиях
- 193. Одна стена служит обоим
- 194. По поводу семи полных дней
- 195. Удостоились – ускорением
- 196. Присасывание внешних
- 197. Книга, рассказчик, рассказ
- 198. Свобода
- 199. У каждого человека из Исраэля
- 200. Очищение экрана
- 201. Духовное и материальное
- 202. В поте лица своего будешь есть ты хлеб — 2
- 203. Гордость человека унижает его
- 204. Цель работы – 2
- 205. Мудрость возглашает на улице
- 206. О вере и наслаждении
- 207. По поводу получения ради отдачи
- 208. По поводу усилий
- 209. Три условия молитвы
- 210. Красивый изъян в тебе
- 211. Как стоящий перед Царем
- 212. Объятие справа и объятие слева
- 213. О раскрытии хисарона
- 214. Известен во вратах
- 215. По поводу веры
- 216. Правая и левая
- 217. Если не я себе, то кто мне
- 218. Тора и Творец есть одно
- 219. О самопожертвовании
- 220. О страданиях
- 221. Власть всех
- 222. О части, которую дают Ситре Ахре, чтобы она отделилась от святости
- 223. Одеяние из мешковины, ложь – усердие
- 224. О мужской основе и женской основе
- 225. Поднять себя
- 226. Письменная Тора и устная Тора — 2
- 227. Вознаграждение за заповедь – Заповедующий
- 228. Рыба предшествует мясу
- 229. Карманы Амана
- 230. Возвышен Творец и низкий узрит — 2
- 231. Очищение получающих келим
- 232. Восполнение усилий
- 233. О прощении, извинении и искуплении (Из молитв в Йом Кипур)
- 234. Прерывающий слова Торы, чтобы заняться разговорами
- 235. Смотрящий в книгу заново
- 236. Ибо проклинают меня враги мои весь день
- 237. Ведь человек не может увидеть Меня и остаться в живых
- 238. Счастлив муж, который не забывает Тебя, и человек, который вкладывает силы в Тебя
- 239. Разница между мохин Шавуота и мохин субботней минхи
- 240. Обратись к ищущим Тебя, когда ищут они лик Твой
- 241. Призывайте Его, когда Он близок
- 242. Что значит «радовать бедных в праздник» в работе
- 243. О проверке тени в ночь Ошана Раба
- 244. Все миры
- 245. Перед созданием плода
- 246. Выяснение, что такое «мазла»
- 247. Мысль есть свойство питания
- 248. Пусть товарищ начнет