«Что за любовь у меня к Торе Твоей!»
«Что за любовь у меня к Торе Твоей! Весь день она – (предмет) размышлений моих. Мудрее врагов моих делает меня»[Псалмы, 119:97, 119:98].
Есть множество состояний, выражаемых вопросом «что»:
1. «Что дает тебе эта работа?».
2. «Что Творец требует от тебя?».
Эти вопросы «что» противоречат один другому. Один вопрос «что» говорит об удалении от Творца, а другой вопрос «что» говорит о приближении к Творцу, а слово «требует» подразумевает требование твоего совершенства. Но оба этих вопроса относятся к Торе. То есть оба предназначены научить нас одной вещи – человек должен изучать их практически.
И надо понять, что в отношении вопроса: «что Творец требует от тебя?» – человек должен учить и понимать, чтобы знать как действовать.
Но чему нас учит вопрос: «Что дает тебе эта работа»? Поскольку так говорит написанное, то, конечно же, человек обязан прочувствовать это состояние во всей его низменности. Но для чего мне это нужно? Казалось было бы лучше, чтобы человек вообще никогда не входил в такое состояние. А если и приходят к нему такие мысли, было бы лучше, если бы он отбросил их.
Мы видим, что на вопрос грешника нет иного ответа, кроме как «дать ему в зубы». И дело в том, сказали наши мудрецы: «Вызубри наизусть, чтобы были слова Торы остры в устах твоих так, что если спросит тебя человек, чтобы немедленно ответил ему, не запинаясь»[Вавилонский Талмуд, «Кидушин», 30]. Что он может ответить на это «что»? На это второе «что»! То есть: «Что Творец Твой требует от тебя? Только трепета перед Ним»[Дварим, 10:12].
Необходимо знать, что первой вопрос «что» задает Творец, а не ты. Это означает, что Творец привнёс в твои мысли это «что», ведь нет никакой другой силы в мире, как написано: «Нет никого кроме Него». Разумеется, Творец не сотворил бы творение, которое будет против Него, но сотворил эту мысль, чтобы был трепет перед Ним, суть которого в принятии власти Творца верой выше знания. Благодаря вопросу грешника, человеку каждый раз необходимо вновь принять на себя власть Творца, и это называется трепетом. А чудесным средством для того, чтобы была сила преодоления в принятии на себя власти Творца, являются Тора и заповеди, посредством исполнения которых очищается человек от своего зла. И только тогда у него появляется возможность принять власть Творца.
В этом заключается смысл фразы: «Сделал Творец, чтобы трепетали перед Ним»: Каждое плохое состояние, ощущаемое нами, необходимо только для того, чтобы человек не оставался в том состоянии, в котором он находится. То есть, пока человек не поднялся по ступеням величия Творца, нет у него возможности преодоления. И только в то время, когда человек чувствует величие Творца, только тогда его сердце покоряется. Это означает, что он должен подняться по ступеням трепета Творца.
Получается, что эти вопросы приводят человека к тому, чтобы он вознуждался в Творце, чтобы Творец открыл его сердце и глаза, чтобы тем самым человек удостоился величия Творца. А иначе было бы достаточно ему того трепета перед Небесами, который привит воспитанием. Но каждый раз, когда к нему приходит вопрос грешника, ему уже не достаточно этого и приходится каждый раз подниматься по ступеням величия Творца.
И в этом смысл фразы: «Что за любовь у меня к Торе Твоей» – ведь посредством вопроса «что» возникает причина и побудительная сила удостоиться любви к Торе. Поскольку не могут иначе ответить на вопрос «что», как только в мере принятия власти Творца народом Израиля, а этого удостаиваются только благодаря свету, заключённому в Торе и заповедях. Поэтому «весь день она – (предмет) размышлений моих», потому что всегда приходит вопрос «что».
Все статьи
- Ацилут – это личное управление
- Оттолкновение мыслей человека
- Не по своей воле (1)
- Если будет молодая девица
- Намеренные прегрешения становятся заслугами
- Нееврей, хранивший субботу, должен умереть
- Исправление линий
- Таков путь Торы (1)
- Ограда мудрости – молчание (1)
- Кого Творец полюбит, того Он убедит
- «И боязнь, и страх»
- Весь мир насыщается в заслугу Ханины, Моего сына (1)
- Вот рука на престоле Всевышнего (1)
- Так скажи дому Якова
- Установления
- Шхина
- Об облачении души
- Начало – это связь с Творцом
- Желание получать
- Освящение месяца
- «Теперь, Израиль»
- Смотри, Я предлагаю вам
- Главное, чего нам не хватает
- Приглашение к благословению на еду
- Кто не лицеприятствует
- 27. Три линии (1)
- Земля убоялась и утихла
- Смотрит Творец на их деяния
- «Удались от зла и делай добро»
- «Что за любовь у меня к Торе Твоей!»
- Таамим, некудот, тагин, отиёт
- Найти милость и понимание
- Рыбы – суть беспокойство
- Благословение Торы
- Кто по душе людям (1)
- Два свидетеля
- Вознесение рук
- Служите Творцу в радости
- Что означает «женщина» и «сыновья» в Торе
- Противоречие старцев – созидание, созидание молодых – противоречие
- Сыновья мудрецов
- Мгновение настоящее и мгновение будущее
- Худший из всех
- Правая, совершенство и истина
- Наша вера в книги и в тех, кто их написал
- Ощущение времен человеком
- Суббота
- Сделал Создатель так, чтобы страшились Его
- Голос – голос Якова, а руки – руки Эйсава
- Избавление мира
- Порадуй их совершенным строением (1)
- Вопросы в работе
- Сосуд для благословения
- «Я» и его отрицание («ани» и «эйн»)
- Гневающийся – будто поклоняется идолам
- Просьба о помощи
- Правая и левая
- Bознаграждение и наказание
- «Вы стоите сегодня все» (1)
- По слову Которого существует все
- «Уклоняйся от зла и делай добро»
- Горе вам, жаждущим дня Творцa
- Вознаграждение за духовную работу
- Различие между святостью и ситра ахра (нечистыми силами)
- Суть изгнания
- Скрытое и открытое в управлении Творца
- Вкусы Торы
- Отец и мать
- Деятельность великих мудрецов
- Деяния поднимаются наверх
- Греки собрались на меня
- Война первородного начала
- Что означает «красива станом» в духовной работе
- «Вопреки желанию своему ты живешь…»
- Конь – для езды верхом
- Молитва за жизнь и пропитание
- Прикасание к тфилин
- Соблюдение законов Торы – только на земле Израиля
- Ступень грешника
- Иерусалим
- Война с Амалеком
- Радость и страх
- Горечь изгнания
- Желания: разбившиеся и исправленные
- Царь прорывает преграду
- Жених подобен Царю
- Тикун хацот (молитва, произносимая в полночь)
- Совершенство и недостаток (1)
- Три участника
- Об альтруистическом желании
- Весь народ стоит перед Тобой
- Пробуждение свыше
- Любовь к ближнему
- О чём просить у Творца для служения Ему
- «Как прекрасны шатры твои, Яков!»
- Человек и Тора
- К вопросу изучения науки каббала
- Суть совмещения свойства суда с милосердием
- Преданность
- Два вида возвращения к вере
- «За преступления ваши изгнана ваша мать»
- Действия человека
- Реальность и существование реальности
- Сравнение свойств
- Возвращение
- Человек учится только тому, к чему лежит его сердце
- Человек строит дом в этом мире
- Включение свойства милосердия в свойство суда
- Порадуй их совершенным строением (2)
- Ты выбрал нас (2)
- «Авраам родил Ицхака»
- И сеял Ицхак в земле той
- Когда будешь считать по головам
- Любовь к себе и любовь Творца
- Тот, кто сильнее — победит
- Разница между книгами традиционного иудаизма и книгами Бааль Шем Това
- Сокрытое — Творцу
- Что такое радость
- Окружающий свет
- Правое называется совершенством
- Движение, вызванное стыдом
- Чаша благословения
- Этот месяц для вас
- Пища
- Желание к Духовному
- Пришедшему исправиться
- Почему он ждал до войны с Амалеком
- Благословение дома
- Все, что Творец делает, Он делает во благо
- Из действий Твоих познаем мы Тебя
- Желание и разум
- Действие и мысль
- Суть сокращения
- Человек в целом
- Слияние составляющих тела
- Разница между душой и телом (нэшама и гуф)
- Удовольствие превращает разум в ничто
- Достоинство малого
- Сделаем и услышим (2)
- Истинность Управления
- Молитва на Рош а-Шана
- Ту би-шват
- Пойдем к Фараону