Почему суббота называется «ша-бат»


Сказано в Святом «Зоаре»: «Что такое Суббота (на иврите — шаббат), т.е. почему она называется субботой? Внутренний смысл этого заключается в том, что поскольку поднялась точка и проявился её свет, то она увенчивается праотцами, ХаГаТ Зeир Анпина, чтобы слиться с ними воедино, и называется это «Суббота», то есть малхут с праотцами вместе, называются Субботой. Это слово ещё можно написать так «Ша-БаТ», где три буквы «вав», образующие букву «шин», указывают нам на трёх праотцов ХаГаТ. И малхут именуемая «БаТ» (дочь) увенчана ими.

И ещё сказано в Зоаре: «И дело в том, что точка, где бы она ни находилась – главная часть ока. То есть в ней находится мудрость («хохма»), называемая глазами («эйнаим»). И именуется точка «БаТ» (дочь). Как сказано: «Берегли мы, как зеницу ока (дословно: как зрачок — дочь ока)». И это можно пояснить так, что у глаза есть три оттенка — ХаГаТ, а четвёртый, это чёрная точка — малхут, и только в ней раскрывается свет мудрости, называемый Око. Поэтому она и является главной среди всех оттенков глаза. И ещё сказано там: «Все эти шесть дней, ХаГаТ НеХИ, объединяются в том, что называется «одной святой точкой» — малхут, и все они объединяются в ней».

Необходимо объяснить, что всё это означает в духовной работе человека. Бааль-Сулам спрашивает в связи с вышесказанным: раз шесть дней Творения указывают на Зеир Анпин, т.е.на ХаГаТ НеХИ Зеир Анпина, а Суббота указывает на малхут, то выходит, что шесть будничных дней должны быть важнее Субботы, так как Зеир Анпин — ступень, находящаяся выше, чем малхут?

И отвечает он так: «Правда, что шесть будничных дней указывают на Зеир Анпин, однако весь мир находится под управлением малхут, потому что называется она Собрание Израиля, что означает, что в неё включены все души Израиля. A всё, что не находится в малхут, никак не проявляется в этом мире. Время же, когда нет единства между Зеир Анпином и малхут, т.е. свет Зеир Анпина ещё не распространяется на малхут, называется буднями».

В то же время Суббота — это свойство Единства, то есть Зеир Анпин объединяется с малхут, что означает, что все шесть сфирот Зеир Анпина светят в малхут. Поэтому Суббота называется Святой, так как святость Зеир Анпина распространяется в малхут. А будни означают то, что они отделились друг от друга. Потому как малхут — желание, получающее изобилие от Творца для нижних, то есть получающая малхут — отличается по своим свойствам от дающего, Зеир Анпина. И нижние должны быть способны получить то наслаждение, которое малхут желает дать им, то есть сравняться по свойству — «ради отдачи». Поэтому даны нам шесть дней работы, чтобы исправить себя занятиями Торой и Заповедями. И в той степени, в которой мы занимаемся отдачей, в той же степени каждый исправляет корень своей души наверху, в малхут, чтобы была она в состоянии — «ради отдачи». Выходит, что посредством шести дней работы нижние исправляют малхут. И тогда малхут сравнивается по свойствам с Зеир Анпином, и наслаждение Зеир Анпина распространяется в малхут.

Поэтому суббота, которая отождествляется с малхут, важнее шести будничных дней, несмотря на то, что они указывают нам на Зеир Анпин, а он более важная, чем малхут, ступень, но при этом, все ступени измеряются по мере отдачи нижним. А так как в шесть дней работы они находятся в процессе исправления малхут, приведения её к состоянию — «ради отдачи», то Зеир Анпин ещё не может передать им наслаждение. А в субботу завершается эта работа, и малхут с уровня Зэир-Анпина уже светит душам своим исправлением. И только тогда можно сказать, что суббота важнее шести дней исправления душ. Поэтому и называется суббота – «тайна Единого», что свидетельствует об объединении малхут и Зеир Анпина, благодаря совпадению свойств. И тогда говорят: «Суббота мира» («шаббат шалом»), т.е. существует уже мир между дающим Зеир Анпином и получающей малхут, так как в субботу она уже исправлена, и нет между ними разрыва. Такое состояние называется «Суббота мира и благословения», так как благословения передаются в малхут и к нижним. И по этой причине суббота важнее шести рабочих дней.

Ещё говорили мудрецы («Авода Зара», 3): «Сказал им Творец: Глупцы! Тот, кто трудился в канун субботы, будет питаться в Субботу, а кто не трудился в канун субботы, чем будет питаться в субботу?». Выходит, что субботняя трапеза — это награда за труд. А если человек не работал, то откуда же он тогда получит плату. Не работая, человек может получить милостыню или подарок, но не плату, которая подразумевает выполнение работы. Поэтому и сказал Творец: кто не трудился в канун субботы, чем будет питаться в субботу?

Однако тяжело понять эти слова, ведь отдача Творца могла бы быть в виде подарка или милостыни.

Ответ состоит в том, что без работы невозможно насладиться трапезой, чтобы при этом не испытывать чувство стыда во время получения наслаждения. Поэтому было сделано исправление, называемое сокращением и скрытием высшего света. Доброта и Наслаждение, которое Творец желает дать творениям, не раскрыто.

Но посредством использования особой силы, заложенной в Торе и в Заповедях, приобретаются отдающие келим, и в той же мере исчезает сокрытие, и образуется место для получения Доброты и Наслаждения. А пока не достигнуто такое состояние, нет никакой возможности насладиться целью творения, которая и есть — Доброта и Наслаждение. Поэтому отдача Творца не может быть в виде подарка или милостыни. Так как наверняка там возникнет чувство стыда, которое испортит весь вкус наслаждения.

И то же самое мы наблюдаем в повседневной жизни. Человек стыдится есть дармовой хлеб и желает заработать его своими усилиями. Усилия же состоят в замене желания получать, с которым человек сотворён, на желание отдавать, которое противоположно нашей природе. Поэтому это очень нелёгкая задача: нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желания отдавать. Но, как сказано: «Приходящему очиститься — помогают», т.е. без помощи Творца нет у человека никаких шансов на то, что он сможет достичь такого желания.

Теперь ясно, что шесть будничных дней — это создание желаний отдавать, и эту роль выполняет Зеир Анпин, от которого получает свет малхут, чтобы в свою очередь иметь возможность передать его нижним. Поэтому необходимо исправить её и уподобить Зеир Анпину по свойству отдавать, т.е. достичь единства между ними.

И потому мы называем эти шесть дней работы — буднями, так как работа эта — уйти от желания получать ради себя и ввести его (желание) в Святость, то есть чтобы оно служило Святости — и есть превращение будней в Святость. И несмотря на то, что в каждый из этих дней человек исправляет одно из свойств (в первый день — хэсэд, во второй — гвура и т.д.), эти исправления не проявляются в тот же день.

Но в тот момент, когда исправлены все шесть дней, тогда проявляется Суббота. То есть всё то время, пока не закончен семидневный объём работы, не проявляется свойство субботы у человека. И в этом причина того, что нет возможности у человека, увидеть или почувствовать, продвинулся ли он в своей работе или остался в том же состоянии, в котором был в самом её начале.

И даже наоборот, иногда человеку кажется, что он движется в противоположном направлении. То есть до того как начал работу «ради отдачи», у него было большее желание и к Торе, и к самой работе, а сейчас он видит, как истощаются его силы. И происходит это вследствие того, что вся неделя определяется как один этап, в середине которого невозможно увидеть истинное состояние, поскольку это похоже на вращающееся колесо – то, что ранее было внизу, поднимается верх, то, что было вверху – опускается вниз. Машина же, тем самым, движется вперёд.

И только в конце работы, когда наступает Суббота, то есть завершены шесть дней исправлений, относящихся к этой субботе, только тогда Зэир Анпин — отдающие желания — входит в малхут. И это называется Субботой. Поэтому, несмотря на то, что шесть дней исправлений относятся к Зэир Ампину, всё же они ещё не светят в малхут, потому что основная наша работа производится в ней, как сказано: «Исправить мир в Царстве(малхут) Божьем».

Получается, что работа сосудов — отказ от желания наслаждаться ради себя и приобретение вместо него желания отдавать — это будничная работа, исправление сосудов. И её запрещено делать в субботу. Потому что суббота именуется временем трапезы, когда свет может наполнить сосуды. И как было сказано: «кто не работал в канун субботы», то есть, кто не приготовил свои сосуды отдачи,» чем он будет питаться в субботу?» — ведь нет у него сосудов, которые могли бы наполнится «трапезой», т.е. Добротой и Наслаждением.

Теперь понятно, почему нельзя дать наслаждение в виде подарка или милостыни. Потому что нет в них сосудов отдачи, в которые могли бы войти Доброта и Наслаждение, по причине сокращения, упомянутого выше. Но тут мы обнаруживаем, что Суббота называется подарком — как говорили наши мудрецы: «И сказал Творец, обращаясь к Моше, есть в моей сокровищнице великолепный подарок, предназначенный для Израиля, и зовущийся субботой. Иди и оповести их об этом».

Теперь, как же всё-таки понимать то, что «кто не работал перед субботой ему нечем будет питаться в субботу», ведь мог бы Творец и подарить субботнюю трапезу, так как сама суббота является подарком. Значит можно дать субботу, даже и без предварительной работы.

И ещё, для чего Творец приказывает Моше оповестить всех о готовящемся вручении подарка? Если хотят получить что-то за свой подарок, то понятно, что должны об этом сообщить, для того чтобы поставленные заранее требования были выполнены. Значит, так как Он сказал «иди и оповести», то наверняка потребует что нибудь взамен.

Но как можно просить что-либо взамен подарка, ведь если получающий подарок, что-то даёт за него, то выходит, что это и не подарок вовсе? И поясним это так: то, что Творец просит прежде всего оповестить о готовящемся вручении подарка, исходит только из страха, чтобы он не был украден. И потому Дающий подарок, требует, чтобы было приготовлено для него безопасное место, где никто бы не смог забрать у них этот драгоценный подарок. В противном случае Дающий подарок не может даже сообщить им о его важности, поскольку, наверняка услышат об этом те, кто не должен слышать, и смогут отнять его.

Поэтому чтобы дать им подарок, Он должен был рассказать им об этом заранее, как сказано «иди и оповести». «И сообщу Я им о важности его, чтобы была у них возможность насладиться подарком.» Тогда Он говорит им провести большую подготовку к его получению, чтобы был защищён от «внешних» (клипот) — подготовить место для подарка. Отсюда выходит, что единственное условие, выполнения которого Он хочет — это приготовление места для хранения подарка, а это не назовeшь «предложением подарка в обмен на подготовку».

И что такое защита от «внешних» (т.е. клипот)? Если творения подготовят отдающие сосуды, которые они наполнят Субботой, именуемой подарком, то это и будет защитой от внешних, вся сила которых, в сосудах получения. А от отдающих сосудов они убегают. Такая работа по подготовке сосудов — называется буднями, и в каждый день нужно вводить указанные сосуды в духовные уровни Зеир Анпина – ХаГаТ НеХИ.

И когда заканчивается эта работа, тогда приходит Свет Субботы, называемый — Трапеза, и наполняет сосуды, приобретённые за шесть дней исправления. В соответствии с этим, получается, что всё проявление работы происходит в субботу, когда малхут, называемая получающим сосудом, превращается в отдающий в результате шестидневной работы по исправлению. То есть работа отдающих сосудов, приобретённых в будни, входит во внутрь Субботы. Это означает, что, то что суббота называется «малхут, проявляющаяся большим состоянием (гадлутом)», так это в силу подготовительной работы, до получения подарка. Тогда свет Субботы, который как раз и называется подарком, может наполнить эти отдающие желания. И нет тогда власти у внешних, так как получающие сосуды, за которые они держатся, не существуют. Поэтому называется Суббота — «временем отмены приговора».

И суббота называется подарком, поскольку Творец даёт нам её не как плату за усилия, а как дар. А что мы должны делать в течение шести дней исправления, так это приготовить для неё место, защищённое место, которым не смогут овладеть внешние, потому что в Субботе установлены уже и правят отдающие сосуды, а внешние убегают из таких мест. Потому Суббота и называется Святой, что внешние бегут от святости Субботы, и тогда весь свет субботы проявляется в отдающих сосудах в силу подготовки, которая была в период шести дней творения.

И вышесказанным следует объяснять, что означает то, что «Моше будет рад подарку». Также, нужно понять сказанное:»ненавидящий подарки будет жить». Почему же «Моше будет рад подарку», а не «ненавидящий подарки будет жить»?

И ответ: «верным слугой назвал его». Кто такой верный слуга? Это, как говорили мудрецы, «тот, кто служит своему господину без всякой мысли о собственной выгоде», т.е. работает только ради отдачи, а не ради получения. А то, что он всё-таки получает, это только потому что, Творец хочет дать ему. Такое получение называется получением ради отдачи. Выходит, что он получает подарок, не потому что хочет получить для себя, а потому что хочет отдавать. Поскольку желание Творца — насладить творения, то он получает Доброту и Наслаждение, чтобы наполнить Его желание, то есть насладить Творца. А чего не хватает Творцу?. Только чтобы Цель Творения была достигнута полностью. Поэтому он принимает Царский подарок, чтобы доставить наслаждение Царю, и про это сказано — «верным слугой назвал его».

И всем вышесказанным следует объяснить сказанное в святом Зоаре, который спрашивает: что такое Суббота (шаббат)?. И отвечает — ШаБаТ. Поскольку три буквы «вав», образующие первую букву – «шин», указывают на трёх праотцов, ХаГаТ. А малхут, называемая «БаТ» (дочь), увенчана ими, поскольку в ней находится суть мудрости (основная хохма), как сказанно — «берегли как зеницу ока — сердце глаза». Три оттенка есть у глаза, ХаГаТ (Хесед, Гвура, Тиферет), а четвёртый оттенок это чёрная точка — малхут.

Каждая из трёх букв «вав» в букве «шин» указывает на шесть дней творения (числовое значение буквы «вав» — шесть), то есть на этапы работы, возложенной на человека, для создания отдающих келим. И в каждый из этих дней человек должен продвигаться по трём линиям, на которые намекает буква «Ш».

То есть посредством перехода поочерёдно из правой линии в левую и из левой линии в правую, приходят к средней линии, которая включает в себе обе остальные. Начинают с правой линии, т.е. из состояния совершенства, а потом переходят в состояние подсчета, когда происходит подсчёт достигнутого, вследствие приложенных усилий, а затем снова возвращаются в правую линию. В результате этого кругооборота правого и левого состояний, рождается средняя линия. А затем, посредством работы в трёх линиях, приходят к состоянию ШаБаТ, которое называется точкой малхут, чёрный оттенок зрачка — чёрная точка. Потому что малхут — получающий сосуд произвела сокращение, поэтому в ней самой нет Света. Но, путём «исправления трёх линий», работы в течение шести дней исправления в их трёх линиях, эта чёрной точка может получить свет, принадлежащий ей — свет мудрости (хохма), и именуется дочерью («БаТ») «ока», поскольку око — это мудрость. И в чёрной точке поя


Авторизация
*
*
Генерация пароля