Пойдем к Фараону
И сказал Творец Моше: «Пойдем к Фараону, ибо Я ожесточил его сердце… чтобы совершить Мне эти знамения Мои в его среде» (Шмот 10:1). И надо понять:
1) Вопрос святой Книги Зоар – почему не написано: «Иди к Фараону»?
2) А также вечный вопрос, почему Творец нуждается в согласии Фараона, если хочет вывести сыновей Израиля?
3) Вечный вопрос, почему Он лишил Моше права выбора?
4) Какова причина знамений Творца? Если Творец пожелал сделать знамения, то почему Он должен это сделать таким образом, чтобы Фараон страдал под ударами? – ведь Он мог бы дать знамения иначе, без нанесения ущерба Фараону.
Чтобы выяснить это, приведем высказывание мудрецов: «Всегда человек должен видеть себя наполовину виновным, а наполовину оправданным, выполнивший одну заповедь – благословен, что перевесил себя на чашу заслуг» (Трактат Кидушин, 40). И сложно это для понимания, ведь если уже перевесил себя на чашу заслуг, то как может видеть себя половина наполовину? И так же надо понять, что если совершил прегрешение, то перевесил на чашу вины. Если так, то как потом может снова сказать, что он наполовину виновен, а наполовину оправдан? И еще надо понять, что если он знает сам, что у него есть немного заслуг, то как учат его говорить ложь и представлять ложь, что он половина наполовину? И так же надо понять сказанное мудрецами: «Каждый, кто больше своего товарища, его злое начало больше» (Трактат Сукка, 52). Почему, если он праведник, ему полагается наказание, что его злое начало было больше? Так же надо понять сказанное мудрецами: «Преступил и повторил, ему стало позволено»? Почему стало так, что ему будет позволено? И так же надо понять сказанное мудрецами: «Грешникам их злое начало кажется тонким волосом, а праведникам – высокой горой» (Трактат Сукка, 52). Так в чем истина?
А дело в том, что в духовной работе есть порядок. И поскольку Творец хочет, чтобы человек не стыдился за дармовой хлеб, то человек должен сделать выбор: выбрать добро и отказаться от зла.
И хотя Творец может вывести народ Израиля из египетского изгнания, если даст только доброе начало и усмирит зло, но тогда человек не будет ощущать какое-либо изгнание.
Но поскольку Творец желает, чтобы человек произвел этот выбор, то необходимо согласие самого человека на выход народа Израиля из изгнания. Это означает самостоятельный выбор. И тогда человек соглашается, что его личный Фараон, царь Египта, не будет властвовать над находящимся в нем свойством Исраэль.
А Паро (Фараон) означает «растрепанные волосы на голове», то есть раскрытие, когда благодаря этому он хочет, чтобы у него все было открыто, иначе он – это египетский царь, и властвует над телом на уровне Египет, притесняет человека, когда он хочет сделать что-то ради Небес. Поэтому, когда он хочет раскрытия, то есть чтобы все было согласно его разуму, чтобы разумом понять, что стоит выполнять действия, он дает разрешение человеку, чтобы делал. Поэтому Фараон спрашивает: «Кто такой Творец, чтобы я слушал Его голоса?». И так же: «Что вам эта работа?», – если эта сила властвует над его свойством исраэль. Потому что исраэль означает яшар к-Эль (прямо к Творцу), то есть все, что он делает – направлено ради Небес, то есть ради отдачи, как сказали мудрецы: «Не будет у тебя чуждого бога. А какой чуждый бог в теле человека? И отвечал – злое начало» (Трактат Шабат, 105). Означает, что если он должен сделать что-то для Творца, то ему чуждо выполнять такие действия, которые противоположны исраэль, который стремится именно яшар к-Эль (прямо к Творцу).
Поэтому для того чтобы вызволить Израиль из-под власти Фараона, египетского царя, то есть, чтобы он согласился сделать выбор, чтобы могли делать всё ради отдачи, то необходим именно свет Торы, как сказали мудрецы: «Свет ее возвращает к источнику».
И теперь понятно, почему сказано «пойдем», а не «иди!» Пойдем – означает вдвоем, вместе, – чтобы человек не подумал, что способен самостоятельно усмирить находящееся в нем зло, а как сказано: «Злое начало человека одолевает его каждый день, и если Творец не поможет, то ему не справиться». Поэтому пусть человек не говорит, что не в его силах победить злое начало, потому что он должен верить, что Творец поможет ему. И это означает «пойдем».
И Зоар о сказанном мудрецами «пришедшему очиститься помогают», спрашивает: «Чем помогают ему?» – и отвечает: «Святой душой». Если так, то каждый раз, когда человек очищается и побеждает свое злое начало, ему открывается более высокая ступень, называемая ступенью Торы или светом Торы. И тогда понятно, почему к нему приходит ожесточение сердца, и так же почему, если Творец хочет сделать знамения, то он должен напрасно страдать от ожесточения сердца. И в этом всё дело, что когда человек хочет идти путями Творца путем истины, то пусть не говорит, что он не может, потому что у него есть много грехов. Поскольку здесь речь не идет о том, что он предстает перед Высшим судом, где его судят, сколько заслуг у него есть, – говорится о том, что человек сам себя судит, говоря, что не может сделать выбор, поскольку выбор относится к двум равным вещам, а он должен предпочесть одно.
Поэтому сказано, что человек должен видеть себя наполовину виновным, наполовину оправданным, потому что Творец делает специально, чтобы у него всегда было зла и добра поровну, чтобы смог решить. Поэтому, если выполняет одну заповедь и перевешивает на чашу заслуг, то становится большим. Тогда говорится, что «каждый, кто больше своего товарища, его злое начало больше», – то есть Творец специально отягчает его сердце, чтобы ему было еще раз, что выбирать, так как при каждом решении человек обретает буквы Торы. В таком случае у него нет добрых знамений Творца, а всё только на благо человека. В таком случае получается, что все отягчения сердца – на пользу человека, потому что с помощью этого он удостаивается букв Торы. И хотя человек не ощущает во время выполнения все, что он должен ощутить, но когда заканчивает свои ступени в совершенстве, то одновременно ему раскрывается, как он работал все это время. Как в примере, который приводил мой отец и учитель, что это похоже на то, что каждый раз человек обретает только ноль, и каждый раз не видит, что заработал ноль. Поэтому первый раз у него есть один ноль, второй раз – два нуля, в третий раз – три нуля, пока не наберется много нулей.
Но когда заканчивает свою работу, он обретает единицу. Получается, что может быть один ноль с единицей, что это только 10, или может быть 1 000 000 или больше. Получается, что каждый раз у него прибавляются буквы Торы. И это всё для того, «чтобы совершить Мне сии знамения Мои в его среде».
Все статьи
- Ацилут – это личное управление
- Оттолкновение мыслей человека
- Не по своей воле (1)
- Если будет молодая девица
- Намеренные прегрешения становятся заслугами
- Нееврей, хранивший субботу, должен умереть
- Исправление линий
- Таков путь Торы (1)
- Ограда мудрости – молчание (1)
- Кого Творец полюбит, того Он убедит
- «И боязнь, и страх»
- Весь мир насыщается в заслугу Ханины, Моего сына (1)
- Вот рука на престоле Всевышнего (1)
- Так скажи дому Якова
- Установления
- Шхина
- Об облачении души
- Начало – это связь с Творцом
- Желание получать
- Освящение месяца
- «Теперь, Израиль»
- Смотри, Я предлагаю вам
- Главное, чего нам не хватает
- Приглашение к благословению на еду
- Кто не лицеприятствует
- 27. Три линии (1)
- Земля убоялась и утихла
- Смотрит Творец на их деяния
- «Удались от зла и делай добро»
- «Что за любовь у меня к Торе Твоей!»
- Таамим, некудот, тагин, отиёт
- Найти милость и понимание
- Рыбы – суть беспокойство
- Благословение Торы
- Кто по душе людям (1)
- Два свидетеля
- Вознесение рук
- Служите Творцу в радости
- Что означает «женщина» и «сыновья» в Торе
- Противоречие старцев – созидание, созидание молодых – противоречие
- Сыновья мудрецов
- Мгновение настоящее и мгновение будущее
- Худший из всех
- Правая, совершенство и истина
- Наша вера в книги и в тех, кто их написал
- Ощущение времен человеком
- Суббота
- Сделал Создатель так, чтобы страшились Его
- Голос – голос Якова, а руки – руки Эйсава
- Избавление мира
- Порадуй их совершенным строением (1)
- Вопросы в работе
- Сосуд для благословения
- «Я» и его отрицание («ани» и «эйн»)
- Гневающийся – будто поклоняется идолам
- Просьба о помощи
- Правая и левая
- Bознаграждение и наказание
- «Вы стоите сегодня все» (1)
- По слову Которого существует все
- «Уклоняйся от зла и делай добро»
- Горе вам, жаждущим дня Творцa
- Вознаграждение за духовную работу
- Различие между святостью и ситра ахра (нечистыми силами)
- Суть изгнания
- Скрытое и открытое в управлении Творца
- Вкусы Торы
- Отец и мать
- Деятельность великих мудрецов
- Деяния поднимаются наверх
- Греки собрались на меня
- Война первородного начала
- Что означает «красива станом» в духовной работе
- «Вопреки желанию своему ты живешь…»
- Конь – для езды верхом
- Молитва за жизнь и пропитание
- Прикасание к тфилин
- Соблюдение законов Торы – только на земле Израиля
- Ступень грешника
- Иерусалим
- Война с Амалеком
- Радость и страх
- Горечь изгнания
- Желания: разбившиеся и исправленные
- Царь прорывает преграду
- Жених подобен Царю
- Тикун хацот (молитва, произносимая в полночь)
- Совершенство и недостаток (1)
- Три участника
- Об альтруистическом желании
- Весь народ стоит перед Тобой
- Пробуждение свыше
- Любовь к ближнему
- О чём просить у Творца для служения Ему
- «Как прекрасны шатры твои, Яков!»
- Человек и Тора
- К вопросу изучения науки каббала
- Суть совмещения свойства суда с милосердием
- Преданность
- Два вида возвращения к вере
- «За преступления ваши изгнана ваша мать»
- Действия человека
- Реальность и существование реальности
- Сравнение свойств
- Возвращение
- Человек учится только тому, к чему лежит его сердце
- Человек строит дом в этом мире
- Включение свойства милосердия в свойство суда
- Порадуй их совершенным строением (2)
- Ты выбрал нас (2)
- «Авраам родил Ицхака»
- И сеял Ицхак в земле той
- Когда будешь считать по головам
- Любовь к себе и любовь Творца
- Тот, кто сильнее — победит
- Разница между книгами традиционного иудаизма и книгами Бааль Шем Това
- Сокрытое — Творцу
- Что такое радость
- Окружающий свет
- Правое называется совершенством
- Движение, вызванное стыдом
- Чаша благословения
- Этот месяц для вас
- Пища
- Желание к Духовному
- Пришедшему исправиться
- Почему он ждал до войны с Амалеком
- Благословение дома
- Все, что Творец делает, Он делает во благо
- Из действий Твоих познаем мы Тебя
- Желание и разум
- Действие и мысль
- Суть сокращения
- Человек в целом
- Слияние составляющих тела
- Разница между душой и телом (нэшама и гуф)
- Удовольствие превращает разум в ничто
- Достоинство малого
- Сделаем и услышим (2)
- Истинность Управления
- Молитва на Рош а-Шана
- Ту би-шват
- Пойдем к Фараону