Предисловие к ТЭС

134

И желательно знать этот Высший закон: раскрытие возможно лишь там, где было скрытие. Как и в делах этого мира, где отсутствие предшествует существованию. Ведь пшеница прорастает лишь там, где была посеяна и сгнила. То же и в Высшем: скрытие и раскрытие соотносятся как фитиль и пламя, льнущее к нему. Ибо благодаря всякому сокрытию, которое приходит к исправлению, раскрывается соответствующий ему свет. И раскрывшийся свет льнет к нему, как пламя к фитилю. И помни это на всех своих путях.

135

Вместе с тем пойми слова мудрецов о том, что вся Тора – это имена Творца. И на первый взгляд, слова эти непонятны, поскольку в Торе можно найти множество грубых слов. Например, имена грешников, Фараон, Бильам и им подобные, «запрет», «скверна», жестокие проклятия, и тому подобное. Как же можно уразуметь, что всё это имена Творца?

136

И чтобы понять это, нужно знать, что наши пути – не Его пути. Наши пути в том, чтобы прийти от несовершенного к совершенству, а Его путем к нам идут все раскрытия от совершенства к несовершенному. Ибо вначале создается и выходит пред Ним абсолютное совершенство, и это совершенство нисходит от Его лика и ниспускается, сокращение за сокращением, через несколько ступеней, пока не приходит к последнему этапу наибольшего сокращения, что соответствует нашему материальному миру. И тогда раскрывается оно для нас здесь, в этом мире.

137

И из сказанного пойми, что Тора, высоте добродетели которой нет предела, не создалась и не вышла пред Творцом сразу такой, какой предстает пред нами здесь в этом мире. Ведь известно, что «Тора и Творец едины», а в Торе нашего мира незаметно это вовсе. И мало того, для занимающегося ею ло лишма становится Тора смертельным ядом.

Но, как сказано выше, вначале, когда создалась пред Творцом, то создалась и вышла в абсолютном совершенстве, т.е. поистине в стадии «Тора и Творец едины». И это то, что в предисловии к «Тикуней Зоар» (стр. 3) называется Торой мира Ацилут: «Творец, свет и действия Его едины в ней». А затем низошла от Его лика и ступенчато сократилась многими сокращениями, пока не была дана на Синае, когда была написана такой, какой предстает пред нами здесь в этом мире, в своем облачении в грубые одеяния материального мира.

138

Однако знай, что хотя расстояние между одеяниями Торы в этом мире и одеяниями в мире Ацилут неизмеримо, вместе с тем, в самой Торе, т.е. в свете, кроющемся внутри одеяний, нет никакого различия между Торой мира Ацилут и Торой этого мира, как сказано: «Я Своих действий не меняю» (Малахи, 3:6).

И более того, эти грубые одеяния нашей Торы мира Асия ничуть не менее ценны относительно облачающегося в нее света. Наоборот, с точки зрения их конечного исправления, они неизмеримо превышают по своей важности все чистые одеяния Торы в Высших мирах.

И это потому, что скрытие есть причина раскрытия. После своего исправления скрытие в пору откровения становится раскрытием, как фитиль – светом, льнущим к нему. И чем больше скрытие, тем больший свет раскроется и будет льнуть к нему во время его исправления. Таким образом, все те грубые одеяния, в которые облачилась Тора в нашем мире, нисколько не менее ценны, чем облачающийся в нее свет, и даже наоборот.

139

И так победил Моше ангелов своим утверждением: «Разве есть среди вас зависть? Есть среди вас злое начало?» (трактат Шаббат, 89). Иными словами, как разъясняется, большее скрытие раскрывает больший свет. Он показал им, что при помощи чистых одеяний, в которые облачается Тора в мире ангелов, не могут раскрыться большие света, а в одеяниях этого мира такое возможно.

140

Итак, прояснилось, что нет никакого различия в чем бы то ни было между Торой мира Ацилут, где «Тора и Творец едины», и Торой этого мира. А всё различие лишь в одеяниях, так как одеяния в этом мире прячут Творца и скрывают Его.

И знай, что по имени Своего облачения в Тору Творец называется «Учителем», чтобы указать тебе, что даже во время сокрытия лика и даже в стадии двойного сокрытия Творец пребывает в Торе и облачен в нее. Ибо Он «Учитель», а она «Учение» (ивр. «Тора»). А грубые одеяния Торы пред нашими глазами есть крылья, покрывающие и скрывающие Учителя, облаченного и скрывающегося в них.

Однако когда удостаивается человек раскрытия лика в четвертой стадии возвращения из любви, говорится о нем: «Не будет более скрываться Учитель твой, и глаза твои будут видеть твоего Учителя» (Йешаяу, 30:20), потому что с того момента и далее одеяния «Учения» не покрывают и не скрывают более «Учителя». И раскрывается человеку навеки, что «Тора и Творец едины».

141

И из этого пойми сказанное: «Меня оставили, а Тору Мою сохранили». Это означает: «Хорошо, если бы Меня оставили, а Тору Мою сохранили, ведь свет, кроющийся в ней, возвращает к Источнику» (Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, ч.1, закон 7). На первый взгляд, это странно. Однако имеется в виду то, что люди постились и страдали, чтобы найти раскрытие лика Творца, как сказано: «Близости Творца желают» (Йешаяу, 58:2).

И говорится им от имени Творца: «Хорошо, если бы вы оставили Меня, потому что все ваши усилия напрасны и бесплодны, поскольку нахожусь Я лишь в Торе. Поэтому храните Тору. И там ищите Меня. И свет, кроющийся в ней, вернет вас к Источнику, и найдете Меня», как разъясняется из слов: «Ищущие Меня найдут Меня».

142

И теперь можно прояснить суть науки Каббала хотя бы в ничтожной мере, достаточной для верного представления о природе этой науки, чтобы не вводить себя в заблуждение ложными вымыслами, составляющими представления большей части масс.

И нужно знать, что Тора делится на четыре стадии, охватывающие всю действительность. Три стадии различаются в общей реальности этого мира и называются: мир, год, душа. А четвертая стадия представляет собой пути существования этих трех частей реальности, т.е. их питание, управление, и все их случаи их проявления.

143

Внешняя сторона реальности, например, небеса, небосвод, земля, моря и тому подобные места, описываемые в Торе – всё это называется «миром».

А внутренняя сторона реальности – это человек, животное, звери, птицы по их разновидностям и тому подобные упоминающиеся в Торе создания, которые присутствуют в местах, именующихся «внешней стороной». И они называются «душой».

А развитие реальности по их поколениям называется причиной и следствием. Это, например, описывающееся в Торе развитие глав поколений от Первого человека до Йеошуа и Калева, пришедших в землю Израиля. Причем отец рассматривается как «причина» своему сыну, ставшему его «следствием». И категория этого развития деталей реальности причинно-следственным путем называется «год».

А все описываемые в Торе пути существования реальности, как с внешней стороны, так и с внутренней, по всем способам управления ими и случаям их проявления, называются «существованием реальности».

144

И знай, что четыре мира, называемые в науке Каббала мирами Ацилут, Брия, Ецира и Асия, распространились и вышли один из другого как печать и отпечаток. Всё, что записано на печати, непременно остается и на ее отпечатке – не меньше и не больше. Так же было и при распространении миров. Все четыре стадии, присутствовавшие в мире Ацилут: мир, год, душа и пути их существования – все они отпечатались, раскрывшись по тому же принципу и в мире Брия. И точно так же перешли из мира Брия в мир Ецира, вплоть до мира Асия.

Таким образом, стадии «мир», «год» и «душа» в видимой нами реальности со всеми путями их существования, предстающими перед нашими глазами здесь в этом мире, произошли и раскрылись здесь из мира Ецира. А мир Ецира – из того, что выше него.

Итак, источник всех тех многочисленных деталей, которые предстают перед нашими глазами, находится в мире Ацилут. И более того, даже всё то новое, что возникает сегодня в этом мире, обязано раскрыться сначала выше, в мире Ацилут. А оттуда идет, распространяется, и раскрывается нам в этом мире.

И об этом сказали мудрецы: «Нет ни травинки внизу, чтобы не было у нее жребия и надсмотрщика свыше, который бьет ее, приговаривая: «Расти!» («Берешит-Раба», ч.10). И об этом же сказано: «Человек внизу не пошевелит и пальцем, пока не провозгласят о нем свыше» (трактат Хулин, стр.7).

145

Итак, Тора облачается в три категории реальности: мир, год, душа, и пути их существования в этом мире, материальные, как сказано выше. Отсюда вытекают запрет, скверна и изъян, заключенные в открытой Торе. Выше разъяснилось, что Творец облачен в нее по принципу «Тора и Творец едины», но в большом сокрытии, поскольку эти материальные одеяния суть крылья, покрывающие и прячущие Его.

А облачение Торы в чистую категорию мира-года-души и виды их существования в трех Высших мирах Ацилут, Брия и Ецира – именуются в совокупности своей «наукой Каббала».

146

Таким образом, наука Каббала и открытая Тора суть одно и то же. Но пока человек получает управление скрытием лика, и Творец скрывается в Торе – считается, что человек занимается открытой Торой. То есть он не пригоден к тому, чтобы получить какую бы то ни было подсветку от Торы мира Ецира, не говоря уже о том, что выше мира Ецира.

Когда же человек удостаивается раскрытия лика, он начинает заниматься наукой Каббала. Ведь сами одеяния открытой Торы утончились для него, и Тора его стала Торой мира Ецира, которая называется «наукой Каббала». И даже когда человек удостаивается Торы мира Ацилут, это не значит, что изменились в его глазах буквы Торы. Просто те же самые одеяния открытой Торы утончились для него и стали очень чистыми, как сказано: «Не будет более скрываться Учитель твой, и глаза твои будут видеть твоего Учителя». И вышли они тогда на стадию: «Творец, свет и действия Его едины в ней».

147

Чтобы разуму было немного легче, я приведу тебе пример. Пока человек находился в периоде сокрытия лика, буквы и одеяния Торы обязательно скрывали Творца; поскольку человек терпел неудачи из-за совершаемых им злоумышлений и оплошностей. И тогда пребывал под угрозой наказания, т.е. грубых одеяний Торы: скверны, запрета, изъяна и т.п.

Однако когда человек удостаивается открытого управления и стадии возвращения из любви, на которой злоумышления становятся для него как заслуги, тогда все злоумышления и оплошности, в которых терпел неудачу со времени своего пребывания под скрытием лика, снимают грубые и столь горькие одеяния и облачаются в одеяния света, заповеди и заслуг. Ибо эти грубые одеяния сами обратились в заслуги, и теперь они – одеяния, исходящие из мира Ацилут или Брия, которые не укрывают и не покрывают «Учителя». И более того, «глаза твои будут видеть твоего Учителя».

Ведь нет никакого различия в чем бы то ни было между Торой мира Ацилут и Торой в этом мире, т.е. между наукой Каббала и открытой Торой. А всё отличие кроется лишь в человеке, занимающемся Торой. Двое занимаются Торой, одним законом и воистину на одном и том же языке, однако вместе с тем, для одного будет эта Тора наукой Каббала и Торой мира Ацилут, а для другого она будет открытой Торой мира Асия.

148

Отсюда пойми справедливость слов из молитвенника Виленского Гаона. В благословении Торы он написал, что Тору начинают с тайны, т.е. с открытой Торы мира Асия, относящейся к категории сокрытого, так как Творец скрывается там совершенно. Затем переходят к намеку, то есть к тому, что наиболее раскрывается в Торе мира Ецира. И так, пока не удостоится человек простого смысла – тайны Торы мира Ацилут, именующейся «простым смыслом», поскольку сбросила все одеяния, скрывающие Творца.

149

Теперь мы можем сформировать некоторое понятие и представление о четырех чистых мирах, известных в науке Каббала под именами Ацилут, Брия, Ецира и Асия, а также о четырех нечистых мирах АБЕА, расположенных напротив чистых миров АБЕА. Пойми это из четырех стадий постижения управления Творца и из четырех ступеней любви. Рассмотрим сначала четыре чистых мира АБЕА. И начнем снизу, с мира Асия.

150

В предыдущих параграфах нам разъяснились две первые стадии управления в сокрытии лика. И знай, что обе они относятся к миру Асия. И потому написано в книге «Древо жизни», что мир Асия по большей части есть зло, да и та малость добра, которая в нем имеется, также смешана со злом до неузнаваемости. Ведь из одинарного сокрытия следует, что большая его часть есть зло. Имеются в виду страдания и боль, ощущаемые теми, кто получает это управление. А из двойного сокрытия следует, что и добро смешивается со злом, оставаясь совершенно неузнаваемым.

Далее, первая стадия раскрытия лика – это стадия «мира Ецира», и потому написано в книге «Древо жизни» (Врата 58, ч.3), что мир Ецира являет собою наполовину добро и наполовину зло. Иными словами, первая стадия раскрытия лика является первой стадией зависимой любви, именующейся всего лишь «возвращением из трепета»; и тот, кто постигает ее, называется «средним», будучи наполовину виновным и наполовину оправданным.

Любовь на второй стадии также зависима, однако между человеком и Творцом нет и памяти об ущербе и каком бы то ни было зле. То же относится и к третьей стадии любви, являющейся первой стадией независимой любви. Обе эти стадии относятся к категории «мира Брия». И потому написано в книге «Древо жизни», что б ольшая часть мира мир Брия – добро, а меньшая – зло, и эта малость зла неразличима. То есть, как сказано выше, удостаиваясь одной заповеди, средний склоняет себя к оправданию и потому называется «по большей части добрым». Иначе говоря, это вторая стадия любви. А неразличимая малость зла в мире Брия вытекает из третьей стадии любви, являющейся независимой. И хотя человек уже склонил к оправданию себя, однако все еще не склонил весь мир, а потому малая его часть есть зло, поскольку любовь его еще не стала вечной. Однако малость эта незаметна, поскольку человек еще не ощутил никакого зла и ущерба даже в отношении других.

А четвертая стадия любви, т.е. независимая и вечная любовь относится к категории мира Ацилут. И об этом говорит книга «Древо жизни»: в мире Ацилут нет ни малейшего зла. Там «не водворится у Тебя зло» (Псалмы, 5:5), так как после того как человек склонил к оправданию также и весь мир, любовь становится вечной и абсолютной, и никогда не будет больше представления ни о каком покрытии или сокрытии. Ведь там место абсолютного раскрытия, как сказано: «Не будет более скрываться Учитель твой, и глаза твои будут видеть твоего Учителя». Ибо человек уже знает все дела Творца со всеми творениями в категории истинного управления, раскрывающегося из Его имени: Добрый и Творящий добро плохим и хорошим.

151

И отсюда пойми также категорию четырех нечистых миров АБЕА, расположенных напротив чистых миров АБЕА по принципу: «одно напротив другого создал Творец». Система нечистых сил мира Асия пребывает на двух уровнях сокрытия лика, и система эта властвует, чтобы заставить человека склонить всё к чаше вины.

А нечистый мир Ецира держит в своих руках чашу вины, не исправленную в чистом мире Ецира. И тем самым властвует над средними, получающими от мира Ецира по принципу: «одно напротив другого создал Творец».

А нечистый мир Брия держит в своих руках силу, достаточную, чтобы отменить зависимую любовь, т.е. отменить лишь то, от чего она зависит. И это есть несовершенство любви второй стадии.

А нечистый мир Ацилут держит в своих руках ту малость зла, присутствие которой неразличимо в мире Брия по причине третьей стадии любви. И хотя это истинная любовь, черпающая от силы Доброго и Творящего добро плохим и хорошим и относящаяся к чистому миру Ацилут – вместе с тем, поскольку человек не удостоился склонить таким же образом и весь мир к оправданию, нечистота способна низложить любовь в силу фактора управления над другими.

152

И об этом сказано в «Древе жизни»: нечистый мир Ацилут стоит напротив мира Брия, а не напротив мира Ацилут. Ведь в чистом мире Ацилут, откуда происходит лишь четвертая стадия любви, вовсе нет власти нечистоты, ведь человек, уже склонивший мир к оправданию, знает все дела Творца также и в том, что касается управления всеми творениями, благодаря постижению имени Творца: Добрый и Творящий добро плохим и хорошим.

Из мира же Брия происходит третья стадия любви, еще не склонившая весь мир к оправданию. И поэтому там еще есть зацепка для нечистоты, однако эта нечистота определяется как нечистый мир Ацилут, поскольку расположена напротив третьей стадии, которая представляет собой независимую любовь. А независимая любовь относится к категории мира Ацилут.

153

Так разъяснились четыре чистых мира АБЕА и четыре нечистых мира АБЕА, каждый из которых противостоит чистому миру, и представляет собой нехватку в противостоящем ему чистом мире. И называются они четырьмя нечистыми мирами АБЕА.

154

Слова эти достаточны для любого изучающего, чтобы уловить разумом суть науки Каббала хотя бы в ничтожной мере. И ты должен знать, что большинство авторов книг по Каббале адресовали свои книги лишь тем изучающим, которые уже удостоились раскрытия лика и всех высших постижений. Однако не следует спрашивать: если они уже удостоились этого, то наверняка знают всё из собственного постижения? Так зачем же им еще изучать каббалистические книги других?

Не от мудрости такой вопрос, так как это похоже на человека, который занимается открытой Торой, не имея ни малейшего представления о делах этого мира с точки зрения категорий «мир» «год» и «душа». Он не знает ситуаций, которые могут сложиться с людьми, не знает их поведения по отношению к себе и их поведения с другими. Он не знает животных, зверей и птиц этого мира. Разве ты можешь допустить, что такой человек будет способен понять какой-либо вопрос в Торе как положено? Ведь он переворачивал бы вопросы Торы с головы на ноги, от зла к добру, а от добра ко злу, и не разбирался бы ни в чем.

То же относится и к вопросу, стоящему перед нами. Хотя человек и удостаивается постижения, пускай даже постижения от Торы мира Ацилут – в любом случае, он знает оттуда лишь то, что касается его собственной души. Однако он еще должен познать абсолютным образом все три категории «мир» «год» и «душа» во всех их видах и вариантах поведения, чтобы иметь возможность понимать вопросы Торы, относящиеся к данному миру. А вопросы эти во всех деталях и тонкостях разъясняются в книге Зоар и в истинных книгах по Каббале, которые каждый мудрец и понимающий человек обязан изучать днем и ночью.

155

И следует спросить: почему обязали каббалисты каждого изучать науку Каббала? Однако же кроется в этом великая и достойная оглашения вещь, поскольку существует неоценимо чудесное свойство для занимающихся наукой Каббала, и хотя не понимают того, что учат, но благодаря сильному желанию и стремлению понять изучаемый материал, пробуждают на себя света, окружающие их души.

Это означает, что каждому человеку из народа Израиля обеспечено в конце обрести все чудесные постижения, которыми Творец в замысле творения задумал насладить каждое создание. А тот, кто не удостоился в этом обороте, удостоится во втором и т.д., пока не удостоится завершить замысел Творца. А пока не удостоился человек своего совершенства, определяются для него те света, которым предстоит прийти к нему, как окружающие света. И значение их в том, что стоят наготове для него, однако они ждут от человека, чтобы он очистил свой сосуд получения, и тогда облачатся света эти в подготовленные сосуды.

А потому и в тот час, когда человеку недостает сосудов, и он занимается этой наукой, упоминая названия светов и сосудов, имеющих отношение к его душе – они тотчас светят на него в определенной мере. Однако они светят ему без облачения во внутреннюю часть его души, так как недостает сосудов, пригодных для их получения. И все же свечение, которое получает раз за разом во время занятий, привлекает к нему Высшее очарование и преисполняет его духовностью и чистотой, которые намного приближают человека к достижению совершенства.

156

Однако существует строгое условие для занятия этой наукой: не овеществлять понятия мнимыми и материальными вещами, потому что тем самым люди преступают заповедь: «Не делай себе изваяния и всяческого изображения». Более того, это приносит тогда ущерб вместо пользы. А посему предостерегли мудрецы о том, чтобы изучать эту науку лишь по истечении сорока лет или из уст рава и т.п. – из осторожности. И всё это обусловлено сказанным выше.

Поэтому, чтобы спасти изучающих от всякого овеществления, я составляю книгу «Учение о десяти сфирот по Ари», в которой собираю из книг Ари все основные статьи, касающиеся разъяснения десяти сфирот, и излагаю их по возможности просто и легким языком. На них я составил таблицу вопросов и таблицу ответов на все слова и по всем вопросам. «И да свершится воля Творца».


Авторизация
*
*
Генерация пароля