Предисловие к ТЭС

11

Однако из слов мудрецов Талмуда мы видим, что они облегчили нам путь Торы больше, чем мудрецы Мишны, поскольку сказали: «Всегда должен человек заниматься Торой и заповедями даже ло лишма, и от ло лишма придет к лишма, так как свет, заключенный в Торе, возвращает его к Источнику».

Тем самым они предоставили нам новое средство вместо описанного в Мишне аскетизма, – «свет, заключенный в Торе», в котором имеется сила, достаточная, чтобы вернуть человека к Источнику и привести его к занятиям Торой и заповедям лишма. Ведь они не упомянули здесь аскетизм, а указали, что занятие только Торой и заповедями дает человеку достаточно света, возвращающего его к Источнику, чтобы смог он заниматься Торой и заповедями ради доставления удовольствия Творцу, а вовсе не для самонаслаждения, что и называется «лишма».

12

Правда, на первый взгляд, можно усомниться в их словах: разве не нашли мы некоторых учащихся, которым занятие Торой не пошло на пользу так, чтобы удостоиться посредством света, кроющегося в ней, прийти к лишма? Однако занятие Торой и заповедями ло лишма означает, что человек верит в Творца, в Тору, в вознаграждение и наказание, и занимается Торой потому, что Творец повелел заниматься ею, но сочетает самонаслаждение с доставлением удовольствия Творцу.

И если после всего труда в Торе и заповедях человеку станет ясно, что посредством этого занятия и большого старания он не получил никакого наслаждения и личной выгоды, он сожалеет обо всех приложенных им усилиях, поскольку с самого начала истязал себя, полагая, что он тоже получит удовольствие от таких своих стараний, что и называется ло лишма.

И, несмотря на это, разрешили мудрецы начинать занятие Торой и заповедями также и ло лишма, поскольку от ло лишма приходят к лишма. Однако, без сомнения, если такой человек еще не удостоился веры в Творца и Его Тору, а пребывает в сомнениях, то не о нем сказано мудрецами: «От ло лишма приходят к лишма». И не о нем сказано: «Занятие Торой приводит к тому, что свет, кроющийся в ней, возвращает к Источнику». Ведь свет, заключенный в Торе, светит лишь тому, кто обладает верой. Более того, величина этого света соответствует силе его веры. А лишенные веры, наоборот, получают от Торы тьму, и темнеет в глазах у них.

13

И в связи с этим уже приводили мудрецы красивую притчу на слова: «Горе тем, кто жаждет дня Творца! Зачем он вам, день Творца? Это мрак, а не свет!» (Амос, 5:18). Притча рассказывает о петухе и летучей мыши, ожидающих света. Сказал петух летучей мыши: «Я жду света, потому что свет – он мой. А тебе зачем свет?» (Санэдрин, 98, стр.2). Отсюда становится понятно, почему те учащиеся не удостоились от ло лишма прийти к лишма. У них не было веры, и потому они не получили от Торы никакого света, а значит во тьме ходить будут и умрут, не достигнув мудрости.

Однако тем, кто удостоился полной веры, обещано мудрецами, что при занятии Торой, даже ло лишма, свет, кроющийся в ней, возвращает их к Источнику. И даже без предварительных страданий и аскетичной жизни удостоятся Торы лишма, ведущей к жизни, полной счастья и блага, в этом мире и в мире будущем. И о них сказано: «Тогда наслаждаться будешь Творцом, и Я возведу тебя на высоты земли» (Йешаяу, 58:14).

14

И подобно вышесказанному я разъяснил когда-то образное высказывание мудрецов: «Тот, для кого Тора его – это ремесло его». В занятии Торой познается величина веры человека, поскольку слова «ремесло его» («умануто» (אומנתו состоят из тех же букв, что и слова «вера его» )»эмунато» (אמונתו. Это похоже на то, как человек, доверяющий своему товарищу, одалживает ему деньги. Возможно, он верит ему только на один грош, а если тот попросит два гроша, то откажется одолжить. А может, он поверит ему на сто грошей, но не более. А может, поверит ему до такой степени, что одолжит половину своего состояния, но не всё состояние целиком. А возможно и такое, что без тени страха доверит ему всё состояние. Этот последний вариант считается полной верой, в то время как предыдущие случаи считаются верой не полной, а частичной, в большей или меньшей степени.

Точно так же один человек, согласно величине своей веры в Творца, уделяет занятиям Торой и работой лишь один час в день. Другой, согласно мере своей веры в Творца, уделяет Ему два часа. А третий не пренебрегает ни единым мгновением своего свободного времени, используя его, чтобы заниматься Торой и работой. И сказано, что только вера последнего совершенна, поскольку верит Творцу на всё свое состояние. В отличие от этого, вера предыдущих все еще не является полной.

15

Итак, человеку нечего ждать, что занятие Торой и заповедями ло лишма приведет его к лишма, пока душой не узнает, что удостоился должной веры в Творца и Его Тору, потому что тогда свет, кроющийся в Торе, возвратит его к Источнику, и человек удостоится дня Творца, который весь – свет. Ведь вера очищает глаза человека, чтобы он насладился светом Творца, пока свет, кроющийся в Торе, не вернет его к Источнику.

А люди, лишенные веры, подобны летучим мышам, которые не могут смотреть на свет дня, поскольку он обращается для них во мрак более ужасный, чем ночная тьма, ведь питаются они лишь в темени ночи. Так и глаза не имеющих веры слепнут при свете Творца. И потому обращается для них свет во тьму, и эликсир жизни становится для них смертельным ядом. И о них сказано: «Горе тем, кто жаждет дня Творца! Зачем он вам, день Творца? Это мрак, а не свет!» И потому вначале необходимо достичь полной веры.

16

В свете сказанного разъясняется проблема из «Тосфот» (Таанит, 7): «Для всякого, кто занимается Торой лишма, она становится эликсиром жизни. А для всякого, кто занимается Торой ло лишма, она становится смертельным ядом». И спросили мудрецы: «Разве не сказано, что «всегда должен человек заниматься Торой, хотя бы и ло лишма, потому что от ло лишма приходят к лишма»?

И согласно вышеизложенному, можно провести простое разделение:

– на тех, которые занимаются Торой ради заповеди об изучении Торы и, в любом случае, веря в вознаграждение и наказание, все же совмещают самонаслаждение и личную выгоду с намерением доставить удовольствие Творцу. А потому свет, кроющийся в Торе, возвращает их к Источнику, и они приходят к лишма;

– и на тех, которые занимаются Торой не ради заповеди об изучении Торы, поскольку не верят в вознаграждение и наказание в такой степени, чтобы приложить ради нее столько усилий, а прилагают усилия лишь ради своего собственного наслаждения. А потому становится для них Тора ядом смерти, так как свет, кроющийся в ней, обращается для них во тьму.

17

А потому обязуется изучающий перед учебой укрепиться в вере в Творца и Его управление вознаграждением и наказанием. Как сказано мудрецами: «Верен Тот, на Кого ты трудишься, чтобы дать тебе вознаграждение за труды твои» (Изречения отцов, 6:5). И устремит свои усилия на то, чтобы были они ради заповедей Торы. И таким путем удостоится насладиться светом, кроющимся в ней, и вера его также укрепится и возрастет чудесным действием этого света. Как сказано: «Врачеванием будет это для тела твоего и освежением для костей твоих» (Мишлэй, 3:8).

И тогда, безусловно, будет готово сердце его, потому что из ло лишма придет лишма. Таким образом, даже у того, кто знает сам, что еще не удостоился веры, есть надежда достичь этого при помощи занятий Торой. Ведь если обратит сердце и разум к тому, чтобы посредством Торы удостоиться веры в Творца, то уже нет заповеди большей, чем эта. Как сказали мудрецы: «Пришел Хавакук и свел все к одному: праведник верой своей жить будет» (Макот, 24).

И более того, нет для него иного совета кроме этого. Как сказано (в трактате Бава-Батра, 16, стр.1): «Сказал Раба: «Просил Иов освободить весь мир от ограничения. Сказал перед Ним: «Владыка мира, Ты создал праведников, Ты создал грешников, кто же воспрепятствует Тебе?». И объясняет Раши: «Ты сотворил праведников посредством доброго начала и грешников – посредством злого начала. А потому никто не спасется от руки Твоей, ведь кто же воспрепятствует Тебе? Подневольны грешащие». И что ответили товарищи Иова (Иов, 16:4)? «Этим уничтожаешь ты трепет и обращение к Творцу сводишь на нет. Творец создал злое начало, и создал Тору, как приправу для его исправления».

Разъясняет Раши: «Сотворил Он Тору – приправу, которая отметает «преступные размышления». Как сказано (в трактате Кидушин, 30): «Если навредил тебе этот нечестивец, тяни его на учебу. Если камень он – смягчится. Посему не подневольные они, ведь могут спасти себя».

18

Однако ясно: сказав, что приняли эту приправу, они не могут освободить себя от суда, если у них все еще есть преступные размышления, т.е. все еще пребывают в колебаниях, и злое начало пока что не смягчилось. Ведь понятно, что Творец, сотворивший злое начало и давший ему силу, знал и то, как создать верные лекарство и приправу, чтобы истощить силы злого начала и совершенно истребить его.

Если же кто-либо занимался Торой и не смог удалить от себя злое начало, то это потому, что он по небрежности не приложил необходимых усилий и труда, как сказано: «Не прилагал усилия и нашел – не верь». Или, возможно, набрали требуемое «количество» усилий, но были небрежны в «качестве», т.е. во время занятий Торой не обращали разума и сердца к тому, чтобы удостоиться притянуть заключенный в Торе свет, несущий веру в сердце человека, а занимались, отвлекаясь от главного требования к Торе – света, приводящего к вере. И хотя изначально были устремлены на Творца, но отвлекались от Него во время учебы.

Но, так или иначе, не следует освобождать себя от суда под предлогом принуждения, поскольку мудрецы обязывают нас к обратному утверждением: «Я создал злое начало и создал Тору как приправу для его исправления». И если бы здесь было какое-либо исключение, то вопрос Иова оставался бы в силе.

19

При помощи всего того, что разъяснялось до сих пор, я устранил огромную претензию по поводу слов рава Хаима Виталя в Предисловии к книге «Врата предисловий» Ари и в Предисловии к книге «Древо жизни»:

«Однако пусть не говорит человек: «Пойду-ка займусь наукой Каббала», – пока не позанимается Торой, Мишной и Талмудом. Ибо уже сказали наши мудрецы: да не войдет человек в сад (пардэс), пока не наполнит чрево свое мясом и вином. Ведь это подобно душе без тела, для которой нет вознаграждения, деяния и расчета, пока не свяжется с телом, цельным и исправленным 613-ю заповедями Торы.

И наоборот, если занимается изучением Мишны и Вавилонского Талмуда и не отводит времени на изучение тайн Торы и ее скрытой части, то это подобно телу, сидящему во тьме без души человеческой – свечи Творца, светящей в нем. И тогда тело высыхает, не вдыхая от источника жизни.

Поэтому ученик мудреца, занимающийся Торой лишма, должен поначалу заниматься изучением Торы, Мишны и Талмуда, насколько сможет выдержать его разум, а затем займется познанием своего Творца путем изучения Каббалы. Как наказал царь Давид своему сыну Шломо: «Познай Творца, отца твоего и служи Ему» (Писания, Диврей а-Йамим, 28:9). Но если этому человеку будет тяжело и трудно при изучении Талмуда, лучше ему отложить его, после того как попытал в нем счастье, и заняться Каббалой.

И об этом сказано: «Следовательно, ученик, который за 5 лет не увидел хорошего знака в своей учебе, уже не увидит его (трактат Хулин, стр.24). Однако каждый, кому легко дается изучение, обязан уделять изучению Галахи один или два часа в день и прилагать усилия в разрешении трудных вопросов, возникающих в простом понимании Галахи».

20

И на первый взгляд, эти его слова очень странны, поскольку он говорит, что, еще не преуспев в изучении открытой части, нужно идти заниматься Каббалой, что противоречит его же словам о том, что наука Каббала без открытой части Торы – как душа без тела, для которой нет деяния, расчета и вознаграждения. А довод, который он приводит об ученике, который не увидел хорошего знака, еще более странен. Ведь мудрецы порекомендовали отложить из-за этого изучение Торы лишь с целью предостеречь его, чтобы пересмотрел свой путь и попробовал заниматься у другого рава или по другому трактату, однако, разумеется, ни в коем случае не оставлять Торы, даже ее открытой части.

21

Также трудно понять как высказывания Хаима Виталя, так и Гмары, из которых следует, что человеку нужна некая подготовка и особое отличие, чтобы удостоиться мудрости Торы. Разве не написали мудрецы (Мидраш Раба, гл. «Вэ-зот а-браха»): «Сказал Творец народу Израиля: «Жизнь ваша, вся мудрость и вся Тора – это простые вещи. Каждый, кто трепещет предо Мной и выполняет указания Торы – вся Тора и вся мудрость в сердце его». Получается, что не требуется никакого предварительного отличия, и лишь чудесной силой трепета перед Творцом и только выполнением заповедей удостаиваются всей мудрости Торы.

22

Действительно, если мы обратим внимание на его слова, они станут для нас ясны как день. Ведь сказанное: «Лучше человеку отложить Талмуд, после того как попытал свое счастье в открытой части Торы», – подразумевает не счастье в остроте ума и знаниях, а то, что мы уже разъяснили выше, объясняя выражение: «Я создал злое начало и создал Тору, как приправу для его исправления». То есть, человек трудился и прилагал усилия в открытой Торе, однако злое начало все еще остается в силе и вовсе не смягчилось, поскольку он все еще не спасся от преступных размышлений, как сказал выше Раши в разъяснение слов: «Я создал Тору, как приправу для его исправления».

И потому Хаим Виталь советует человеку отложить Талмуд и заняться Каббалой, поскольку притянуть кроющийся в Торе свет легче занятиями и усилиями в Каббале, чем усилиями в открытой Торе. И причина тому весьма проста: мудрость открытой Торы облачена во внешние материальные одеяния, такие как законы о «краже», «грабительстве», «ущербе» и т.п.; и любому человеку поэтому очень трудно и тяжело во время занятий настроить разум и сердце на Творца, чтобы притянуть свет, заключенный в Торе.

И тем более, если человеку тяжело и трудно дается изучение Талмуда, как сможет он к тому же помнить во время учебы о Творце? Ведь поскольку речь идет о материальных вещах, они не могут в одно и то же время сочетаться у него с намерением, обращенным к Творцу.

И поэтому Хаим Виталь советует заниматься наукой Каббала, ведь мудрость ее вся облачена в имена Творца. И тогда, конечно же, человек без труда сможет во время учебы настроить разум и сердце на Творца, пусть даже он максимально невосприимчив к обучению. Ибо изучение этой науки и изучение Творца суть одно и то же. И это очень просто.

23

И потому Хаим Виталь приводит красивое подтверждение из Гмары: «Следовательно, ученик, который за пять лет не увидел хорошего знака в своей учебе, уже не увидит его». А почему человек не увидел хорошего знака в своей учебе? Конечно же, лишь из-за недостатка намерения в сердце, а не из-за недостаточной способности к обучению, поскольку мудрость Торы не требует никаких особых талантов. Как указано выше: «Сказал Творец народу Израиля: «Жизнь ваша, вся мудрость и вся Тора – это простые вещи. Каждый, кто трепещет предо Мной и выполняет указания Торы – вся Тора и вся мудрость в сердце его».

Однако, конечно же, необходимо время, чтобы привыкнуть к свету, кроющемуся в Торе и заповедях, и я не знаю, сколько. Человек может прождать этого все 70 лет своей жизни, а потому предостерегает нас «Брайта» (трактат Хулин, 24), что не следует ожидать более пяти лет. А рабби Йоси говорит: и трех лет совершенно достаточно, чтобы удостоиться мудрости Торы. Если же человек не увидел хорошего знака за это время, то пусть не обманывает себя тщетными надеждами и лживыми отговорками, но пусть знает, что не увидит больше хорошего знака никогда.

А потому сразу же почувствует необходимость найти для себя хорошее средство, с помощью которого он сумеет прийти к лишма и удостоиться мудрости Торы. Однако «Брайта» не уточняет, что это за средство, а лишь предупреждает, чтобы человек не оставался в том же самом состоянии, ожидая еще чего-то. И об этом говорит Рав: наиболее удачное и надежное для человека средство – это изучение науки Каббала. Пускай совсем отступится от занятий открытой Торой – ведь он уже попытал в ней свое счастье и не преуспел. И пусть отдаст все свое время науке Каббала – верному средству достижения успеха.

Авторизация
*
*
Генерация пароля