Предисловие к ТЭС

34

И так объяснена в «Тикуней Зоар» тайна клятвы: «Не будите и не тревожьте любовь, покуда не пожелает она». Важно, чтобы народ Израиля притянул Высший свет милости, называющийся «любовью милосердия». Ибо это то «желанное», что притягивается именно посредством работы в Торе и заповедях не ради награды. А причина этого в том, что при помощи этого света милости притягивается к народу Израиля свет Высшей мудрости (хохма), раскрывающийся в свете милости и облачающийся в этот свет, который притянул народ Израиля.

Этот свет хохма есть тайна сказанного: «И покоится на нем дух Творца: дух мудрости и понимания, дух мысли и мужества, дух знания и трепета пред Творцом» (Йешаяу, 11:2). Это сказано о Царе-Машиахе: «И принесет знамение народам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных из Иудеи соберет из четырех концов земли». Ведь после того как с помощью света Хесед народ Израиля притягивает свет хохма, раскрывается Машиах и собирает изгнанников Израиля.

Ведь всё зависит от занятий Торой и работой в лишма. Благодаря этому человек способен притянуть большой свет Хесед, в который облачается приходящий следом свет хохма. И это тайна клятвы: «Не будите и не тревожьте». Ибо совершенное избавление и собрание изгнанников невозможно без этого, поскольку таков порядок каналов духовности.

35

А также истолковали мудрецы следующие слова: «И дух Творца витает над водой» (Тора, Берешит, 1:1). Что такое «дух Творца»? Во время изгнания народа Израиля все еще занимаются Торой и заповедями ло лишма. Однако если это та категория ло лишма, из которой приходят лишма, то Шхина пребывает меж ними, только в стадии изгнания, поскольку еще не пришли к лишма.

И об этом сказано: Шхина находится в сокрытии, но в конце удостоятся раскрытия Шхины. Тогда дух Царя-Машиаха витает над теми, кто занимается Торой и заповедями, и побуждает их прийти к лишма тайной сказанного: «Свет, кроющийся в Торе, возвращает их к Источнику». Тора помогает и подготавливает к сиянию Шхины, госпожи ее.

Однако если эти занятия в ло лишма недостойны того, чтобы привести их к лишма, тогда сокрушается Шхина и говорит, что в тех, кто занимается Торой, нет духа человека, поднимающегося вверх, но довольствуются духом животного, опускающимся вниз, и все их занятия Торой и заповедями служат их собственной выгоде и удовольствию. И неспособны такие занятия Торой привести их к лишма, ведь не витает над ними дух Машиаха, а уходит от них безвозвратно, потому что нечистая служанка отбирает Тору их и наследует госпоже – ведь они не идут по пути, ведущему от ло лишма к лишма.

Однако, хотя и не преуспевают посредством занятий открытой Торой, поскольку в ней нет света и она суха по малости их разума – в любом случае, ведь могут они преуспеть посредством изучения Каббалы, поскольку свет, кроющийся в ней, облачен в одеяния Творца, т.е. в его имена и сфирот. Тогда они с легкостью могли бы прийти к ло лишма, которое ведет их к лишма, и дух Творца витал бы над ними, что является смыслом сказанного: «Свет Торы возвращает их к Источнику».

И все-таки они ни под каким видом не желают изучения Каббалы. А потому вызывают нищету, унижение, разрушение, убийство и уничтожение в мире, потому что уходит дух Машиаха, дух Хохмы и Бины.

36

Из слов «Тикуней Зоар» разъясняется следующее. Есть клятва о том, что не пробудится свет милости и любви в мире, пока деяния народа Израиля в Торе и заповедях вместо намерения получить награду не обретут намерение насладить Творца, что есть тайна клятвы: «Заклинаю я вас, дочери Иерусалима» (Песнь Песней, 5:8). Таким образом, продолжающееся изгнание и страдания, которые мы терпим, зависят от нас и ждут нашего решения. Пока не удостоимся работы в Торе и заповедях лишма. И если только удостоимся этого, сразу же пробудится этот свет любви и милости, чудесным свойством которого осуществляются слова: «И покоится на нем дух мудрости и понимания». И тогда удостоимся совершенного избавления.

А также разъяснилась невозможность того, чтобы весь народ Израиля пришел к этому большому очищению иначе как посредством изучения Каббалы, представляющей собой самый легкий путь, достаточный и для неразумных. С другой стороны, путем занятия одной только открытой Торой удостоиться этого смогут лишь единицы, наделенные чудесной силой, причем посредством больших стараний – но не б ольшая часть народа (по причинам, разъясненным в п. 22). И тем самым отчетливо прояснилась ничтожность четвертого и пятого вопросов, приведенных в начале этого Предисловия.

37

Что же касается третьего вопроса, заключающегося в страхе, как бы не упустить чего-либо, то бояться здесь нечего вовсе, потому что люди сворачивали некогда с пути Творца по двум причинам:

  • или они нарушили слова мудрецов в тех вещах, которые запрещено раскрывать;
  • или потому, что восприняли слова Каббалы в их внешнем значении, т.е. согласно материальным указаниям, и нарушили заповедь: «Не создавай себе идолов и каких бы то ни было изображений» (Тора, Шемот, 20:4).

И потому вокруг этой науки действительно стояла непреодолимая стена до сегодняшнего дня. Многие делали попытки, приступали к учебе и не могли продолжить ее от недопонимания и из-за материальных терминов. И поэтому я позаботился в комментариях к книге «Паним меирот у-масбирот» объяснить великую книгу Ари «Древо жизни», абстрагировав материальные формы и поставив их в соответствие с духовными законами, выше пространства и времени – так, чтобы смог каждый начинающий понять смысл и обоснование этих вещей, сохраняя ясность рассудка и в простейшем виде; не хуже, чем понимается Гмара посредством толкований Раши.

38

Продолжим расширять понятие обязанности занятия Торой и заповедями лишма. Нужно понять сам термин: «Тора лишма». Почему желаемая совершенная работа определяется как лишма (буквально: «ради нее»), а нежелательная работа – как «ло лишма» (буквально: «не ради нее»)? Ведь в простом понимании, если человек, занимающийся Торой и заповедями, обязывается направить свое сердце на наслаждение Творца, а не на собственную выгоду, то следовало бы определить это термином: «Тора лишмо» («Тора ради Него»), а в противном случае: «Тора ло лишмо» («Тора не ради Него»), что подразумевает Творца. Почему же это определяется терминами «лишма» и «ло лишма», которые подразумевают Тору?

Разумеется, здесь заложен смысл больший, чем слышится из сказанного, ведь это выражение удостоверяет, что Торы ради Него (лишмо), то есть ради наслаждения Творца, все еще недостаточно, и необходимы также занятия ради нее (лишма), то есть ради Торы. И это требует разъяснения.

39

Дело в том, что, как известно, Тора называется «Торой жизни». Сказано: «Жизнь для того, кто нашел ее» (Мишлэй, 4:22), «ведь это не пустое слово для вас, но жизнь ваша» (Дварим, 32:47). А потому смысл термина «Тора лишма» состоит в том, что занятие Торой и заповедями несет человеку жизнь и продление дней, поскольку тогда Тора соответствует своему названию.

И получается, что человеку, который не устремляет своего сердца и разума на вышесказанное, занятие Торой и заповедями несет противоположность жизни и продлению дней, т.е. абсолютно не соответствует имени Торы; ведь она называется «Торою жизни». И пойми это. Слова эти истолковываются мудрецами (трактат Таанит, 7, стр. 1): «Для каждого, кто занимается Торой ло лишма, она становится смертельным ядом. А для каждого, кто занимается Торой лишма, она становится эликсиром жизни».

Однако эти их слова нуждаются в разъяснении: надо понять, как и в чем становится для человека Тора смертельным ядом? Мало того, что трудится тщетно и напрасно, и нет ему никакой пользы от забот и стараний – к тому же сама Тора и работа превращается для него в смертельный яд. И это очень странно.

40

Сначала осмыслим слова мудрецов (трактат Мегила, 6, стр. 2), которые сказали: «Трудился и нашел – верь, не трудился и нашел – не верь». Здесь нужно задать вопрос о выражении «трудился и нашел», которое кажется противоречащим самому себе. Ведь слово «трудился» свидетельствует о работе и заботах, которые даются в оплату за каждое желаемое приобретение; причем за важное приобретение платят большим усилием, а за менее важное приобретение – малым.

«Находка» же противоположна этому. Она, как правило, приходит к человеку, когда внимание его полностью отвлечено, без всяких подготовительных забот, усилий и оплаты. А потому как ты можешь сказать: «Трудился и нашел»? Ведь если был вложен труд, надо было бы сказать «трудился и купил» или «трудился и удостоился» и т.п., а не «трудился и нашел»?

41. Сказано: «Ищущие Меня найдут Меня» (Мишлэй, 8). Спрашивается об этом в Зоаре: «Где находят Творца?» И сказали мудрецы, что находят Его лишь в Торе. А также о словах: «Истинно Ты, Творец скрывающийся» (Йешайау, 45:16) сказали, что Творец скрывает Себя в Торе. И нужно как следует понять их слова. Ведь на первый взгляд, Творец скрыт лишь в материальном, в преходящих ценностях этого мира, находящихся вне Торы. Как же ты можешь сказать обратное: что лишь в Торе Он скрывает Себя? Да и что касается общего мнения, согласно которому Творец скрывает Себя таким образом, что нужно пожелать Его – для чего Ему это скрытие? А кроме того, из слов «все ищущие Меня найдут Меня» вытекает следующее: «все желающие Его найдут Его». И нужно хорошо понять суть этого желания и суть этой находки: что они и зачем они?

42

Однако ты должен знать, в чем причина всей этой удаленности. То, что мы так далеки от Творца и до такой степени способны преступить Его желание, вызвано не чем иным как одной причиной, ставшей источником всех страданий и мучений, которые мы терпим, и всех злоумышлений и оплошностей, на которых оступаемся.

Вместе с тем понятно, что по устранении этой причины мы тотчас избавимся от всякого горя и страдания и сразу же удостоимся слияния с Творцом всем сердцем и душою. И здесь я скажу тебе, что эта первоначальная причина состоит ни в чем ином, как в «ничтожности нашего понимания Его управления Своими созданиями». Мы не понимаем Его как подобает.

43

Предположим, Творец управлял бы Своими творениями в явной форме, так, что, к примеру, всякий съевший что-либо запрещенное тотчас задохнулся бы на месте, а всякий выполняющий заповедь нашел бы в ней чудесное наслаждение, подобное самым прекрасным наслаждениям этого материального мира. Ведь тогда ни один глупец даже не помыслил бы о том чтобы испробовать запрещенное, зная, что тут же потеряет из-за этого свою жизнь – точно так же, как не помышляет о том, чтобы прыгнуть в пламя.

И что за глупец оставил бы какую-либо заповедь, не выполнив ее немедленно со всей расторопностью – как не может он замешкаться или оставить какое-либо большое материальное удовольствие, идущее к нему в руки, не получив его немедленно со всей расторопностью, на какую только способен. Поэтому если бы представало пред нашим взором явное управление, то все люди были бы полными праведниками.

44

Отсюда очевидно, что не хватает нам в нашем мире лишь явного управления. Поскольку при явном управлении были бы все люди полными праведниками и слились бы с Творцом в совершенной любви. Ибо, конечно же, большой честью было бы для каждого из нас сблизиться с Творцом и полюбить Его всем сердцем и всей душою и сливаться с Ним всегда, не теряя ни единого мгновения.

Однако это не так, и нет награды за заповедь в этом мире, а преступающие Его желание вовсе не наказываются у нас на глазах, но Творец терпелив с ними. И более того, порой нам кажется, что всё наоборот, как сказано (Псалмы, 73:12): «Вот эти злодеи и благоденствующие мира сего, умножают богатство». И потому не каждый желающий приблизиться к Творцу сможет приблизиться к Нему, но спотыкаемся мы на каждом шагу вплоть до того, о чем сказано мудрецами: «Одного человека из тысячи нашел Я (Коэлет, 7:28). Тысяча приходят учиться, и один выходит к свету».

Поэтому понимание управления Творца есть причина всего блага, а непонимание – причина всего зла. И получается, что это полюс, вокруг которого вращаются все люди, к наказанию или к милости.

45

И внимательно всмотревшись в постижение управления, ощущаемого людьми, мы обнаружим, что оно делится на четыре вида. Каждый вид означает иное восприятие управления Творца. Таким образом, существуют четыре уровня постижения управления. По правде говоря, их только два: скрытие лика и раскрытие лика, однако они подразделяются на четыре, поскольку есть:

  • 2 уровня в управлении скрытием лика, и это: одинарное скрытие и скрытие внутри сокрытия;
  • 2 уровня в управлении раскрытием лика, и это: управление вознаграждением и наказанием и управление вечностью.

46

Сказано (Дварим, 31:17): «И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лик Мой от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: «Не потому ли, что нет Творца моего среди меня, постигли меня беды эти?». А Я скрытием сокрою лик Мой в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к богам иным».

И взглянув на эти слова, ты обнаружишь, что вначале написано: «И возгорится гнев Мой … и сокрою лик Мой», – что означает одинарное скрытие. А затем написано: «И постигнут его многие беды и несчастья… А Я скрытием сокрою лик Мой», – что означает двойное скрытие. И нужно понять: что представляет собой это двойное скрытие?

47

Но сначала поймем, что значит «лик» Творца, о котором сказано: «И сокрою лик Мой». Ты поймешь это на примере с человеком: увидев лицо товарища, он сразу же узнаёт его. А увидев товарища сзади, не уверен, узнаёт ли его, и может усомниться: возможно, это кто-то другой, а не его товарищ?

Так же и то, что пред нами: все знают и ощущают Творца добрым, а Доброму присуще творить добро. Поэтому когда Творец несет добро Своим творениям, которые сотворил щедрою рукой, это означает, что Его лик раскрыт творениям, ведь тогда все знают Его, поскольку Он поступает как подобает Его имени, как разъяснено выше по поводу открытого управления.

Авторизация
*
*
Генерация пароля