Предисловие к ТЭС

48

Однако когда Творец поступает со Своими творениям обратно вышеописанному, т.е. когда люди испытывают страдания и боль в Его мире, то это определяется как обратная сторона Творца. Ведь лик Его, т.е. совершенная мера Его блага, абсолютно скрыт от них, а такое поведение не соответствует Его имени. Это подобно человеку, который видит своего товарища сзади, и может усомниться, подумав: «Возможно, это кто-то другой?».

И об этом сказано: «И возгорится гнев Мой … и сокрою лик Мой от них». Ибо во время гнева, когда творения испытывают страдания и муки, получается, что Творец скрывает Свой лик, являющийся совершенной мерой Его блага, и лишь обратная Его сторона раскрыта. И тогда необходимо большое укрепление веры в Творца, чтобы уберечься от преступных размышлений, так как трудно узнать Его сзади. И это называется «одинарным скрытием».

49

Однако когда страдания и муки максимально возрастают, это вызывает двойное скрытие, называемое в книгах «скрытием внутри сокрытия». А это значит, что даже Его обратная сторона невидна; т.е. люди не верят, что Творец гневается на них и наказывает их, а обуславливают это случаем и природой, приходя к отрицанию Его управления вознаграждением и наказанием. И об этом сказано: «А Я скрытием сокрою лик Мой … когда обратился к богам иным». То есть приходят к отрицанию и обращаются к идолопоклонству.

50

Однако до того, когда речь идет лишь об одинарном сокрытии, высказывание завершается такими словами: «И скажет в тот день: «Не потому ли, что нет Творца моего среди меня, постигли меня беды эти?». Иначе говоря, люди верят еще в управление вознаграждением и наказанием и говорят, что беды и страдания приходят к ним из-за того, что они не слиты с Творцом, как сказано: «Не потому ли, что нет Творца моего среди меня, постигли меня беды эти?» И это определяется так, что они еще видят Творца, но лишь с обратной Его стороны. А потому называется это «одинарным скрытием», т.е. только скрытием лика.

51

Тем самым разъяснились два уровня восприятия скрытого управления, ощущаемого творениями: одинарное скрытие и скрытие внутри сокрытия.

Одинарное скрытие означает лишь скрытие лика, когда обратная сторона раскрыта людям. Иными словами, они верят, что страдания устроил им Творец в наказание. И хотя им трудно постоянно узнавать Творца с обратной стороны, и из-за этого они приходят к нарушениям – вместе с тем, даже тогда называются «незаконченными грешниками». То есть эти нарушения подобны оплошностям, поскольку случились с ними из-за множества страданий, а в целом люди верят в вознаграждение и наказание.

52

А скрытие внутри сокрытия означает, что даже обратная сторона Творца скрылась от них, поскольку они не верят в вознаграждение и наказание. И нарушения, совершаемые ими, определяются как злоумышления. И называются они «законченными грешниками», потому что восстают, утверждая, что Творец вовсе не управляет Своими творениями, и обращаются к идолопоклонству, как сказано: «Когда обратился к богам иным».

53

Следует знать, что вся работа, ведущаяся в выполнении Торы и заповедей путем выбора, ведется, главным образом, в двух вышеупомянутых стадиях скрытого управления. И сказано об этом периоде времени: «По страданию – оплата» (трактат Авот, 5:23). Ибо управление Творца не явно, и невозможно видеть Его иначе как в сокрытии лика, т.е. лишь с обратной Его стороны, по примеру человека, который видит своего товарища сзади и потому способен усомниться, подумав: «Возможно, это кто-то другой?». И на этом пути выбор всегда находится в руках человека: выполнить ли желание Творца или нарушить Его желание.

Ведь страдания и боль, которые человек испытывает, приносят ему сомнение в реальности управления Творца Своими созданиями, будь то на первой стадии – а это оплошности, или на второй стадии – а это злоумышления. Так или иначе, человек пребывает в большом страдании и прилагает огромные усилия. И об этом периоде времени сказано: «Всё, что найдешь в своих силах сделать – делай» (Коэлет, 9:10), потому что не удостоится человек раскрытия лика, означающего совершенную меру блага Творца, пока не постарается и не сделает всего, что только в его силах сделать. А по страданию – платеж.

54

Однако после того как Творец видит, что человек завершил меру своих усилий и закончил всё, что ему полагалось сделать силой своего выбора и укрепления веры в Творца, тогда помогает ему Творец, и человек удостаивается постижения явного управления, т.е. раскрытия лика. И тогда удостаивается совершенного возвращения, означающего, что возвращается и сливается с Творцом всем сердцем и душою, как само собой следует из постижения явного управления.

55

Вышеупомянутые постижение и возвращение приходят к человеку в два этапа. Первый – это абсолютное постижение управления вознаграждением и наказанием. А кроме того, что ясно постигает вознаграждение за каждую заповедь в будущем мире, удостаивается также постичь чудесное наслаждение при исполнении заповеди сразу же в этом мире. И помимо того, что постигает горькое наказание, вытекающее из каждого нарушения, после своей смерти, удостаивается также ощутить горький вкус каждого нарушения еще при жизни. И само собой понятно, что тот, кто удостаивается этого явного управления, уверен в себе, что не согрешит более, как уверен человек, что не станет отсекать свои члены и не причинит себе ужасных страданий. А также уверен в себе, что не оставит заповедь, не выполнив ее сразу же, как только это будет в его силах, как уверен человек, что не оставит ни одного наслаждения этого мира или большой выгоды, идущей к нему в руки.

56

И отсюда пойми слова мудрецов: «Что значит «возвращение»? – Пока не засвидетельствует о человеке Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей». На первый взгляд, странны эти слова. Ведь если так, то кто поднимется на небеса, чтобы услышать свидетельство Творца? И перед кем должен Творец свидетельствовать об этом? Разве недостаточно того, что Сам Творец знает, что человек возвратился всем своим сердцем и не согрешит более?

Однако из того, что разъяснилось, это совсем просто. Ведь человек действительно не может быть абсолютно уверен, что не согрешит более, пока не удостоится постижения управления вознаграждением и наказанием, т.е. раскрытия лика. А раскрытие лика – это то, что с точки зрения избавления Творца называется «свидетельством»; ведь именно совершаемое Самим Творцом избавление, приводящее человека к постижению вознаграждения и наказания, и обещает ему, что не согрешит более.

Таким образом, выявляется, что Творец свидетельствует о человеке. И об этом сказано: «Что значит «возвращение»?» Иными словами, когда человек будет уверен, что удостоился совершенного возвращения? Для этого дали ему ясный знак: когда засвидетельствует о нем Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей. То есть когда удостоится раскрытия лика, и тогда избавление человека Самим Творцом свидетельствует о нем, что не вернется больше к глупости своей.

57

Это вышеописанное возвращение называется «возвращением из трепета», потому что хотя человек и возвратился к Творцу всем сердцем и душою, до такой степени, что свидетельствует о нем Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей – вместе с тем, вся эта уверенность, что не согрешит более, обусловлена его постижением и ощущением наказания и тяжелых страданий, вытекающих из нарушений. И поэтому человек уверен в себе, что не согрешит, так же как уверен в том, что не причинит себе ужасных страданий.

В конечном итоге, возвращение и уверенность вызваны лишь трепетом перед наказаниями, вытекающими из нарушений. Получается, что возвращение обусловлено лишь трепетом перед наказанием. И называется поэтому «возвращением из трепета».

58

Отсюда понятны слова мудрецов: «Совершающий возвращение из трепета удостаивается того, что злоумышления становятся для него как оплошности». И следует понять, как это происходит? Из разъясненного выше (п. 52), ты хорошо поймешь, что злоумышления, которые совершает человек, вытекают из получения управления двойным скрытием, т.е. скрытием внутри сокрытия. Это означает, что человек не верит в управление вознаграждением и наказанием. В то же время стадия одинарного сокрытия означает, что человек верит в управление вознаграждением и наказанием но из-за множества страданий приходит иногда к преступным размышлениям, потому что хотя и верит, что страдания пришли к нему в наказание, вместе с тем подобен тому, кто, глядя на своего товарища сзади, способен усомниться и подумать: «Возможно, это кто-то другой?» И прегрешения эти – лишь оплошности, поскольку вообще человек верит в управление вознаграждением и наказанием.

59

А посему, после того как человек удостоился возвращения из трепета, смысл которого в четком постижении управления вознаграждением и наказанием до такой степени, что уверен, что не согрешит – исправляется для него совершенно стадия сокрытия внутри сокрытия. Ведь теперь он видит воочию, что существует управление вознаграждением и наказанием. И ему ясно, что все многочисленные страдания, которые он когда-либо испытывал, были ему наказанием от управления Творца за совершенные грехи. И раскрылось ему задним числом, что он тогда горько ошибался. И потому он выкорчевывает эти злоумышления с корнем.

Однако не совершенно, а так, что становятся они для него оплошностями. То есть, подобны нарушениям, которые совершал на стадии одинарного сокрытия, когда оступался из-за помутнения рассудка, вызванного множеством страданий, которые лишают человека рассудка. И это считается лишь оплошностями.

60

Однако одинарное скрытие, в котором он пребывал до того, человек этим возвращением вовсе не исправил. Его исправления действительны лишь с того момента, как удостоился раскрытия лика, и далее. Однако в прошлом, когда еще не удостоился возвращения, скрытие лика и все оплошности остались для него какими и были, без какого бы то ни было исправления и изменения. Ведь и тогда он тоже верил, что беды и страдания пришли к нему в наказание. Как написано: «И скажет в тот день: «Не потому ли, что нет Творца моего среди меня, постигли меня беды эти?».

61

И потому пока что не называется полным праведником. Если же человек удостаивается раскрытия лика, означающего совершенную меру блага Творца, согласно Его имени – то именно он называется «праведником» (п. 55), поскольку оправдывает управление Творца, как оно есть в действительности, и признаёт, что Творец поступает со своими созданиями по абсолюту добра и совершенства, творя добро плохим и хорошим.

А потому, удостоившись раскрытия лика, человек с этого момента и далее достоин называться «праведником». Однако поскольку исправил не всё полностью, а лишь стадию сокрытия внутри сокрытия, т.е. стадию одинарного сокрытия еще не исправил, и исправление действительно лишь с этого момента и далее – получается, что, не удостоившись еще возвращения, он пока недостоин называться «праведником». Ведь в таком случае остается для него скрытие лика таким, каким и было. И потому называется человек «незаконченным праведником»; иначе говоря, необходимо еще исправить его прошлое.

62

А также называется «средним», поскольку, удостоившись так или иначе возвращения из трепета, благодаря совершенному занятию Торой и добрыми деяниями стал пригодным для того, чтобы удостоиться возвращения также и из любви. И тогда удостоится ступени «полного праведника». Таким образом, получается теперь, что он посреди меж трепетом и любовью, и потому называется «средним». В отличие от этого, раньше он не был полностью пригоден хотя бы для того, чтобы подготовить себя к возвращению из любви.

63

Тем самым отчетливо разъяснилась первая ступень постижения раскрытия лика, т.е. постижения и ощущения управления вознаграждением и наказанием, когда засвидетельствует о человеке Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей. И это называется «возвращением из трепета», когда злоумышления становятся для него как оплошности. И называется человек «незаконченным праведником». А также называется «средним».

64

А теперь разъясним вторую ступень постижения раскрытия лика: постижение совершенного, истинного, вечного управления. Это означает, что Творец управляет Своими творениями как Добрый и Творящий добро и плохим, и хорошим. И теперь человек называется «полным праведником», и это «возвращение из любви». И удостаивается того, что злоумышления обращаются для него заслугами.

Таким образом, прояснились все четыре ступени понимания управления, присущие творениям. Причем три первых ступени: двойное скрытие, одинарное скрытие и постижение управления вознаграждением и наказанием – есть ни что иное как подготовка, благодаря которой человек удостоится четвертой ступени: постижения истинного вечного управления.

65

Однако следует понять, почему человеку недостаточно третьей ступени, являющейся постижением управления вознаграждением и наказанием? Ведь, как мы сказали, он уже удостоился того, что Знающий тайны свидетельствует о нем, что не согрешит более. И почему все еще называется «средним» или «незаконченным праведником»? Ведь само это имя доказывает, что работа человека все еще нежеланна в глазах Творца, и все еще присутствует недостаток и изъян в его Торе и работе.

66

Проанализируем сперва вопрос толкователей о заповеди любви к Творцу: каким образом обязала нас Тора заповедью, выполнение которой совершенно не в наших силах? Ведь человек способен сломить и подчинить себя для выполнения чего угодно, однако над любовью не властно никакое подчинение и принуждение в мире.

И объяснили они, что благодаря выполнению всех 612-ти заповедей как положено, человек автоматически достигает любви к Творцу. И потому считается, что в его силах выполнить эту заповедь. Ведь он может сломить и подчинить себя исполнением 612-ти заповедей как положено, и тогда удостаивается также любви к Творцу.

67

Однако эти слова мудрецов еще нуждаются в широком разъяснении. Ведь, в конце концов, мы не должны были заслужить любовь к Творцу в качестве заповеди, поскольку при ее выполнении у нас нет возможности для какого-либо действия или подчинения со своей стороны. Но приходит она автоматически после того как мы завершаем выполнение 612-ти заповедей. А потому нам довольно и совершенно достаточно указания исполнения 612-ти заповедей. Зачем же была написана заповедь любви?

Авторизация
*
*
Генерация пароля