Предисловие к ТЭС

68

Чтобы понять это, нам необходимо сперва истинное понимание самой сути любви к Творцу. И следует знать, что все естественные наклонности и свойства, заложенные в человеке и служащие ему в отношениях с товарищами, необходимы для работы на Творца. Они были сотворены и заложены в человеке изначально лишь в силу их конечной роли, являющейся целью и итогом для каждого человека, как сказано: «И не будет отторгнут от Него отверженный». И тогда все они нужны человеку, чтобы усовершенствоваться с их помощью на путях получения изобилия и завершить желание Творца.

И об этом сказано: «Каждого названного именем Моим во славу Свою сотворил Я» (Йешаяу, 43:7). А также: «Всё действие Творца – для почитателя Его» (Мишлэй, 16, 4). А пока что приготовлен для человека целый мир, чтобы все эти его естественные наклонности и свойства развивались и совершенствовались тем, что он будет применять их в отношениях с творениями, чтобы стали достойными своей цели.

И об этом говорится: «Обязан человек сказать: «Для меня сотворен мир». Ибо все творения мира необходимы индивидууму, ведь они развивают и приспосабливают наклонности и свойства каждого отдельного человека, пока не будут пригодны, став вспомогательным инструментом для работы на Творца.

69

А потому нам следует понять суть любви к Творцу, исходя из свойств любви, присущих человеку в его отношениях с товарищем. Любовь к Творцу также неизбежно подвержена влиянию этих свойств, поскольку они изначально были заложены в человеке лишь ради Творца. И, вглядевшись в свойства любви между человеком и его ближним, мы найдем в них четыре степени любви, одна над другой. То есть две, которые суть четыре.

70

Первая степень – это «зависимая любовь». Она означает, что вследствие большого блага, наслаждения и пользы, которые человек получил от своего товарища, он душою слился с товарищем в чудесной любви. И здесь возможны две степени. Первая состоит в том, что прежде чем познакомились и полюбили друг друга, причиняли один другому зло, однако не желают помнить его, так как все преступления покроет любовь (Мишлэй, 10:12). А вторая в том, что всегда приносили друг другу лишь добро и пользу, и даже воспоминания о вреде и каком-либо зле не было меж ними никогда.

72

Вторая степень – это «независимая любовь». Она означает, что человек узнал добродетель своего товарища, великолепную и намного превышающую всё мыслимое и воображаемое, и вследствие этого душою слился с товарищем в бесконечно большой любви. Здесь также возможны две степени. Первая имеет место до того как человек узнаёт обо всех обыкновениях и делах своего товарища с другими людьми; и тогда эта любовь определяется как «неабсолютная любовь».

Ведь его товарищ ведет такие дела с другими людьми, что при поверхностном взгляде кажется, будто он по небрежности причиняет им беды и ущерб. И если бы любящий его увидел это, то пострадала бы вся добродетель, которую он приписывал товарищу, и нарушилась бы любовь меж ними. Однако человек еще не познакомился с этой частью дел своего товарища. И потому их любовь все еще совершенна и удивительно велика.

73

Вторая степень независимой любви – это четвертая степень любви вообще, и она также вытекает из признания добродетели товарища. Но вдобавок к этому теперь любящий знает все обыкновения и дела своего товарища с каждым человеком, без исключения. Он проверил и нашел, что не только нет в них ни малейшего порока, но доброта товарища превосходит их бесконечно и превышает всё мыслимое и воображаемое. И теперь это «вечная и абсолютная любовь».

74

Все эти четыре степени любви, действующие в отношениях между человеком и его ближним, действуют также в отношениях между человеком и Творцом. И более того, в том, что касается к любви к Творцу, они стали ступенями в причинно-следственной цепочке. Невозможно удостоиться ни одной из них, пока не удостоится человек первой степени – зависимой любви. И после того как он удостоится ее во всей полноте, эта первая степень становится причиной того, что он удостаивается второй степени. А после того как удостоился второй степени и дошел до ее конца, она становится причиной, по которой он удостаивается третьей степени. И так же третья степень становится причиной для четвертой, для вечной любви.

75

И в связи с этим возникает вопрос: как человек может представить себе необходимость удостоиться первой ступени любви к Творцу – которая является первой степенью зависимой любви, приходящей вследствие большого блага, полученного от любимого – в то время, когда нет награды за заповедь в этом мире?

А тем более, как разъяснилось, каждый человек обязан пройти через две первые ступени управления скрытием лика, означающего, что в этот период времени сокрыт лик Творца, то есть мера Его добра, ведь Доброму присуще творить добро (п. 47). И потому люди испытывают тогда страдания и мучения.

Однако разъяснилось, что всё занятие Торой и работой путем выбора ведется, главным образом, именно в период сокрытия. В таком случае, как человек может представить себе, что он удостоится второй степени зависимой любви, означающей, что с самого начала и до сего дня любимый приносил ему лишь несметное и чудесное благо и не причинил ни малейшего зла? Не говоря уже о том, как человеку представить себе, что он удостоится третьей или четвертой ступени?

76

Однако же мы нырнули в могучие воды. И по крайней мере, следует нам поднять отсюда драгоценную жемчужину. И потому разъясним слова мудрецов (трактат Брахот, 17): «Мир свой увидишь при жизни, а остаток твой для жизни мира грядущего». Здесь следует понять, почему вместо того чтобы сказать: «Мир свой получишь при жизни «, они сказали лишь: «увидишь»? Ведь если они хотели благословить, то должны были бы благословить до конца, т.е. чтобы человек постиг и получил свой мир еще при жизни? А кроме того, следует вообще понять, зачем человеку видеть свой грядущий мир при жизни? Не прискорбно ли то, что остаток его для жизни мира грядущего? И еще: почему поставили это благословение в начало?

77

И прежде всего нужно понять, как человек видит свой будущий мир при жизни? Ведь конечно же, материальными глазами мы не увидим ничего духовного. А кроме того, не в обыкновении Творца менять изначальные порядки, поскольку все изначальные порядки от их истока установил Творец лишь потому, что они наиболее удачны для цели, требуемой от них; иными словами, чтобы при их посредстве человек удостоился слиться с Ним, как сказано: «Всё действие Творца – для почитателя Его». А потому следует понять, как человек может представить видение своего мира при жизни?

78

И скажу я тебе, что это видение приходит к человеку благодаря прозрению в Торе, согласно сказанному: «Раскрой глаза мои, и увижу чудеса Торы Твоей». И об этом заклинают душу, прежде чем она входит в тело (трактат Нида, стр.30): «Даже если весь мир скажет тебе, что ты праведник, оставайся в своих глазах грешником». То есть именно в своих глазах.

Смысл в том, что пока ты не удостоился «прозрения» в Торе, считай себя грешником. И не одурачивай себя тем, что во всем мире ты известен как праведник. Отсюда ты также поймешь, почему мудрецы поставили благословение «Мир свой увидишь при жизни» во главу благословений. Ведь до этого не удостаивается человек даже ступени «несовершенного праведника».

79

Однако нужно понять следующее. Если человек действительно знает о себе, что он уже выполнил всю Тору, и весь мир согласен с ним – почему всего этого ему вовсе недостаточно, но приведен он к клятве и намеревается считать себя грешником? И ты уподобляешь его грешнику из-за того, что ему не хватает этой чудесной ступени прозрения в Торе, чтобы увидеть свой мир при жизни?

80

Однако уже были разъяснены четыре способа постижения людьми управления Творца над собой, а именно: два в сокрытии лика, и два в раскрытии лика. И был разъяснен смысл «сокрытия лика» от творений, имеющего великое намерение дать людям возможность прилагать усилия и заниматься работой на Творца в Торе и заповедях путем «выбора». Ибо тогда возрастает в глазах Творца удовольствие от работы людей в Его Торе и заповедях более, нежели удовольствие от высших ангелов, у которых нет выбора, но обязаны они, как известно, миссией своей.

81

Но несмотря на всю хвалу, приведенную в адрес сокрытия лика, оно считается не совершенством, а лишь «переходной» стадией. Ведь именно оттуда удостаиваются всего ожидаемого совершенства. Иначе говоря, человек удостаивается уготованной для него награды за заповедь лишь благодаря своим усилиям в Торе и добрых делах в период сокрытия лика, когда действует по собственному «выбору». Потому что тогда он испытывает страдания вследствие укрепления веры в Творца при выполнении Его желания. А всякое вознаграждение человека измеряется лишь по страданиям, которые он претерпевает от выполнения Торы и заповедей, как сказано: «По страданию – платеж».

82

И потому обязан каждый человек пройти этот «переходный» период сокрытия лика. А когда завершает его, удостаивается постижения явного управления, то есть раскрытия лика. Но прежде чем удостоиться раскрытия лика, хотя человек и видит обратную сторону, он не может хотя бы раз не совершить нарушения.

И мало того, что не в его силах выполнить все 613 заповедей, поскольку любовь не приходит путем принуждения и насилия, но и в 612-и заповедях он не совершенен. Ибо даже трепет его не постоянен, как полагается. И в этом тайна того, что числовое значение слова «Тора» по гематрии 611 (а всякая гематрия указывает на обратную сторону). Иными словами, даже 612 заповедей не может человек выполнить как положено. И это тайна сказанного: «Не вечно будет спорить» («будешь спорить» – по гематрии 612). Но в итоге удостоится человек раскрытия лика.

83

Первая ступень раскрытия лика, представляющая собой абсолютно ясное постижение управления вознаграждением и наказанием, приходит к человеку лишь посредством избавления со стороны Творца, когда чудесным постижением он удостаивается прозрения в Торе и «становится словно усиливающийся источник» (трактат Авот, 76). И в каждой заповеди Торы, уже выполнив ее благодаря вложенным по собственному выбору усилиям, человек удостаивается увидеть предназначенную для него в будущем мире награду за заповедь, а также большую потерю, заключенную в нарушении.

84

И хотя вознаграждение еще не пришло к нему, так как нет награды за заповедь в этом мире, тем не менее, человеку хватает этого явного и не исчезающего более постижения, чтобы испытывать большое наслаждение при выполнении каждой заповеди, потому что «всё подлежащее взысканию подобно уже взысканному». Возьмем, к примеру, торговца, заключившего сделку, на которой он заработает большую сумму. Пускай он получит прибыль лишь через длительное время, однако в любом случае, если он уверен без малейшей тени сомнения, что прибыль достанется ему во время, то радость его такова, словно прибыль была получена тотчас.

85

И само собой понятно, что такое явное управление свидетельствует о человеке, что с этого момента и далее он будет сливаться с Торой и заповедями всем сердцем и душою, сторонясь и избегая нарушений так же, как бежит от огня. И хотя он еще незаконченный праведник, поскольку не удостоился пока что возвращения из любви – в любом случае, тесное слияние с Торой и добрыми делами помогает человеку постепенно удостаиваться также и возвращения из любви, т.е. второй ступени «раскрытия лика». Тогда он способен выполнять все 613 заповедей в совершенстве и становится полным праведником.

86

Теперь для нас отчетливо разъясняется вопрос по поводу клятвы, к которой приводят душу перед ее приходом в этот мир: «Даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, оставайся в своих глазах грешником». Мы спросили: раз весь мир согласен с человеком в том, что он праведник, почему он обязан считать себя грешником, не доверяя всему миру?

А кроме того, следует продолжить и задаться вопросом о словах: «даже если говорит весь мир». Что означает это свидетельство всего мира? Разве человек не знает сам лучше всего мира? И тогда следовало бы сформулировать его клятву так: «Даже если сам ты знаешь, что ты праведник»?

И, наконец, самое сложное: Гмара ясно говорит (трактат Брахот, 61), что в душе человек обязан знать, является он полным праведником или нет. Ведь существуют обязанность и реальность, требующие быть поистине полным праведником. И более того, человек обязан сам изучить и познать эту истину. В таком случае, как же приводят душу к клятве всегда оставаться в своих глазах грешной и самой никогда не знать истины, если мудрецы обязали к обратному?

87

И тем не менее, слова эти очень точны, ведь пока человек чудесным постижением не удостоился прозрения в Торе, достаточного для ясного постижения управления вознаграждением и наказанием – конечно же, он никоим образом не может пускаться в самообман и считать себя праведником, так как обязательно чувствует, что ему недостает двух наиболее всеобъемлющих заповедей Торы: «любви и трепета».

Пускай даже речь идет лишь о том, чтобы удостоиться совершенного трепета, когда «засвидетельствует о человеке Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей» по причине большого трепета перед наказанием и потерями от нарушения. Человек не может представить себе этого, пока не удостоится полного, ясного и абсолютного постижения управления вознаграждением и наказанием, т.е. не обретет первой ступени раскрытия лика, заслуженной им благодаря прозрению в Торе. И нет надобности говорить о любви, которая полностью выходит за рамки его возможностей, поскольку она зависит от понимания сердца, и никакое усилие и принуждение не помогут здесь человеку.

88

А потому гласит клятва: «Даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник…» Ибо две эти заповеди – «любовь и трепет» – вручены лишь самому человеку, и никто из обитателей мира, кроме него, не может различать и познавать их. Поэтому, увидев человека совершенным в 611-ти заповедях, люди тут же говорят, что он наверняка выполнил также заповеди любви и трепета. А поскольку природа человека обязывает его верить миру, он вполне может впасть в горькую ошибку. И потому заклинают об этом душу еще до ее прихода в этот мир; и дай Творец, чтобы нам это помогло. Человек же, разумеется, сам обязан изучать и узнавать в душе, является ли он полным праведником; и об этом сказано выше.

Авторизация
*
*
Генерация пароля