Предисловие к ТЭС

105

Однако всё это приходит к человеку со времени его постижения и далее. И остается еще стадия страданий, обусловленных управлением в сокрытии лика, которые человек претерпевал, прежде чем удостоился упомянутого раскрытия лика. И хотя он не хочет помнить их, потому что все преступления покроет любовь, однако они считаются, конечно же, большим изъяном даже с точки зрения любви между людьми и уж тем более относительно истинного управления Творца, поскольку Он добр и Творит добро плохим и хорошим.

А посему следует понять, как можно человеку удостоиться любви к Творцу в такой степени, когда он ощутит и узнает, что Творец всегда приносил ему чудесные блага со времени его рождения и далее и не причинил ни малейшего зла за всю его жизнь. Это и является второй стадией любви.

106

И чтобы понять это, нам нужны слова наших мудрецов, которые сказали: «Для того, кто совершает возвращение из любви, злоумышления стали как заслуги». То есть мало того, что Творец прощает человеку злоумышления, но всякое совершенное им злоумышление и нарушение обращает Творец в заповедь.

107

Человек удостаивается света лика в такой мере, что каждое совершенное им нарушение – включая даже те, которые совершил злонамеренно – обращается для него заповедью. И тогда благодаря этому он становится весел и рад всем испытанным мучениям, горьким страданиям и многочисленным заботам, которые прошел за свою жизнь с того времени, как подлежал двум стадиям сокрытия лика. Поскольку именно они и принесли ему все те злоумышления, которые обратились для него теперь заповедями по причине света лика Творца, чудесного на удивление.

А любая мука или забота, лишавшие человека разума, когда терпел неудачи в оплошностях при одинарном сокрытии или в злоумышлениях при двойном сокрытии, обращаются для него теперь в фактор причинности и обыкновенную подготовку к выполнению заповеди и получению за нее большого и чудесного вознаграждения навечно. И потому обращается для человека всякое страдание в большую радость, а любое зло – в чудесное благо.

108

Это подобно истории, которую рассказывают люди о еврее, который верно служил в доме одного господина, любившего его, как себя самого. И однажды случилось так, что господин уехал, оставив свои дела в руках заместителя. А человек этот был ненавистником Израиля. И сделал он следующее: обвинил еврея и в наказание ударил его палкой пять раз у всех на глазах, чтобы хорошенько унизить его. Когда вернулся господин, пошел к нему еврей и рассказал всё, что с ним произошло. Очень разгневался хозяин, позвал заместителя и приказал ему немедленно дать еврею в руки по тысяче дукатов за каждый удар, который тот нанес ему. Взял их еврей и возвратился к себе домой. Там жена обнаружила его плачущим. В большой тревоге она спросила его: «Что приключилось у тебя с господином?» Он рассказал ей. Тогда она спросила: «Так почему же ты плачешь?» И он ответил: «Я плачу потому, что он ударил меня только пять раз. Ведь если бы он ударил меня хотя бы десять раз, у меня было бы теперь десять тысяч дукатов».

109

Итак, воочию видно, что после того как человек удостоился прощения грехов, когда злоумышления стали для него как заслуги, он удостаивается перейти с Творцом ко второй ступени любви. Это означает, что любимый не причинил тому, кто его любит, за всю его жизнь никакого зла и даже тени зла, но неизменно с рождения приносит ему большие и чудесные блага. Таким образом, возвращение из любви и обращение злоумышлений в заслуги приходят как одно.

110

До сих пор мы разъясняли лишь зависимую любовь на двух ее уровнях. Но все еще нужно понять, как человек удостаивается прийти со своим Создателем к двум стадиям независимой любви?

И в этом вопросе требуется хорошо понять сказанное в трактате Кидушин (стр. 40): «Да будет человек всегда видеть себя так, будто он наполовину виновен, наполовину праведен. Совершил одну заповедь – счастлив, что склонил себя на чашу заслуг. Совершил одно нарушение – горе ему, потому что склонил себя на чашу вины. Рабби Эльазар, сын рабби Шимона говорит: «Весь мир судится по большинству и индивидуум судится по большинству. Поэтому если человек выполнил одну заповедь, счастлив он, что склонил себя и весь мир на чашу заслуг. А если совершил одно нарушение, горе ему, так как склонил себя и весь мир на чашу вины. Ведь из-за единственного совершенного им греха потеряно им и всем миром великое благо».

111

На первый взгляд, слова эти затруднительны от начала и до конца. Ведь он говорит, что человек, выполняющий одну заповедь, сразу же склоняет чашу весов к оправданию, так как судится по большинству. Разве не относится это лишь к тем, кто наполовину виновен и наполовину оправдан? А об этом рабби Эльазар, сын рабби Шимона, не говорит вовсе. Таким образом, главное остается неясным. Раши истолковал его слова, обусловив их тем, что сказано: «Да будет человек всегда видеть себя так, будто он наполовину виновен, а наполовину праведен». А рабби Эльазар, сын рабби Шимона, добавляет, что человек должен видеть и весь мир так, будто все наполовину виновны и наполовину праведны. Однако главное остается неясным. И зачем изменил свои слова, если смысл один?

112

А наибольшая трудность заключена в самой сути дела, в том, чтобы человек видел себя так, будто он лишь наполовину виновен. И это удивительно, ведь если человек знает свои многочисленные грехи, то как сможет солгать, сказав, что разделен напополам? Разве не сказала Тора: «От лживого слова отдались»? И еще, ведь говорится: «Один грешник истребит много блага». То есть из-за одного нарушения он склоняет себя и весь мир к обвинению. Ведь речь идет об истинной реальности, а не о какой-то обманчивой иллюзии, частью которой человек должен воображать себя и весь мир.

113

А также непонятно, возможно ли, чтобы во всяком поколении не было многих людей, выполняющих одну заповедь? И как же мир склоняется к оправданию? Выходит, что состояние не меняется вовсе, и мир живет, как заведено? Здесь требуется дополнительная глубина, поскольку на поверхностный взгляд, словам этим невозможно придать никакого понимания.

Речь вовсе не о человеке, знающем, что грехи его многочисленны. Не надо учить его лжи о том, что он разделен пополам, и обольщать тем, что ему недостает лишь одной заповеди. Такой подход вообще не относится к пути мудрецов. Речь же идет о человеке, который чувствует и представляет себя полным праведником, считая, что пребывает в полном совершенстве. И это потому, что он уже удостоился первой ступени любви посредством прозрения в Торе, когда Знающий тайны свидетельствует о нем, что не вернется больше к глупости своей.

О таком человеке говорят вышеприведенные слова. Они проясняют для него путь и доказывают ему, что он все еще не праведник, а средний, т.е. наполовину виновен и наполовину оправдан. И это потому, что все еще недостает ему «одной заповеди» из 613-ти заповедей Торы – заповедь любви. Ведь свидетельство Знающего тайны, что не согрешит более, обусловлено лишь ясностью, с которой человек постигает большую потерю от нарушения. Это рассматривается как трепет перед наказанием и потому называется «возвращением из трепета».

114

Выше разъяснилось также, что эта ступень возвращения из трепета исправляет человека лишь с момента возвращения и далее. Однако всё то горе и страдания, которые он претерпевал прежде чем удостоиться раскрытия лика, остаются какими и были, без всякого исправления. Совершенные человеком нарушения также не исправлены полностью, а остаются в категории оплошностей.

115

И потому сказано, чтобы человек, которому все еще недостает «одной заповеди», видел себя так, будто он наполовину виновен и наполовину оправдан. То есть пускай представляет себе, что пора возвращения лежит посередине его лет, и таким образом он «наполовину виновен». Иначе говоря, за ту половину лет, которую человек прожил до возвращения, он, конечно же, виновен, поскольку возвращение из трепета не исправляет эти годы.

И выходит также, что он «наполовину оправдан». То есть за половину лет со времени возвращения и далее человек, конечно же, оправдан, поскольку уверен, что не согрешит более. Таким образом, в первую половину своих лет он виновен, а во вторую половину – оправдан.

116

И сказано человеку, чтобы думал о себе так: если он выполнил «одну заповедь», т.е. ту заповедь, которой ему недостает из числа 613-ти – счастлив, что склонил себя к оправданию. Ибо удостаивающийся заповеди любви благодаря возвращению из любви заслуживает этим того, что злоумышления обращаются ему заслугами. Тогда всякое страдание и печаль, которые человек испытал за свою жизнь прежде чем удостоиться возвращения, обращаются ему нескончаемо чудесными наслаждениями; до такой степени, что он сам сожалеет, что не страдал от них во много раз больше. Как в притче о господине и любящем его еврее. Это и называется «склонением к оправданию». Ведь все ощущения человека, связанные с оплошностями и злоумышлениями, обратились ему в «заслуги». Это и есть склонение к «чаше оправдания», ведь чаша, полная вины, обратилась в чашу, полную заслуг. Это обращение и называется на языке мудрецов «склонением».

117

Кроме того, Рав предупреждает человека, что пока он средний и не удостоился «одной заповеди», недостающей ему из числа 613-ти, пускай не верит в себя до дня смерти. И не будет полагаться на себя даже на основе свидетельства Знающего тайны, что не вернется больше к глупости своей. Ибо человек способен еще прийти к нарушению. И потому пускай думает о себе, что если совершил одно нарушение – горе ему, что склонил себя к виновности.

Ибо тогда будет утеряно тотчас всё его чудесное постижение в Торе и всё раскрытие лика, которого удостоился; и вернется он в стадию сокрытия лика. Выходит, что человек склоняет себя к виновности, потому что тогда будут утеряны все заслуги и блага даже за вторую половину его лет. И в доказательство этого приводит ему Рав слова: «Один грешник истребит много блага».

118

Теперь ты поймешь дополнение рабби Эльазара, сына рабби Шимона, и причину, по которой он не приводит фразу о наполовину виновном и наполовину оправданном. Ведь в ней говорится о второй и третьей стадиях любви, а рабби Эльазар, сын рабби Шимона, говорит о четвертой стадии любви – любви вечной, т.е. о раскрытии лика Творца, каков Он есть: Добрый и Творящий добро плохим и хорошим.

119

Таким образом, разъяснилось, что удостоиться четвертой стадии можно лишь в то время, когда человек ведает и знает все дела любимого в его отношениях со всеми другими, без единого исключения. И по этой же причине, большой заслуги по склонению себя к оправданию все еще недостаточно ему, чтобы удостоиться совершенной любви, т.е. четвертой стадии. Ибо теперь человек постигает добродетель Творца как Доброго и Творящего добро плохим и хорошим, исходя лишь из Его управления по отношению к себе самому.

Однако он еще не знает о таком же возвышенном и чудесном управлении Творца над остальными творениями мира. А выше разъяснилось, что пока человек не знает всех дел любимого с другими, без единого исключения – любовь еще не вечна. Поэтому человек обязан склонить также и весь мир к оправданию. И лишь тогда раскрывается ему вечная любовь.

120

И об этом говорит рабби Эльазар, сын рабби Шимона: «Весь мир судится по большинству и индивидуум судится по большинству». И поскольку он говорит обо всем мире, то не может сказать, как написано, чтобы человек видел всех наполовину виновными и наполовину оправданными. Ведь эта ступень приходит к человеку лишь тогда, когда он удостаивается раскрытия лика и возвращения из трепета. Как же рабби Эльазар может сказать это обо всем мире в то время, когда они не удостоились такого возвращения? И потому обязан лишь сказать, что мир судится по большинству и индивидуум судится по большинству.

Дело в том, что можно подумать, будто человек удостаивается стадии полного праведника только если не совершил никакого нарушения и не согрешил ни разу за всю свою жизнь; а те, кто потерпел неудачу в грехах и злоумышлениях, уже недостойны стадии полных праведников. Посему учит нас рабби Эльазар, сын рабби Шимона, что это не так, и мир судится по большинству, как и индивидуум. Совершив возвращение из трепета, человек сразу же удостаивается 613-ти заповедей и называется «средним», т.е. за половину своих лет виновен, а за другую половину оправдан. И вот, после того как вышел из стадии среднего, если только он добавляет одну заповедь, т.е. заповедь любви – считается, что по большинству оправдан и склоняет всё к оправданию. То есть чаша преступлений также обращается заслугами.

Таким образом, даже если человек держит в руке полную чашу грехов и злоумышлений, обращаются все они заслугами. И, конечно же, он подобен тогда такому человеку, который никогда не грешил. И считается полным праведником. Это и означает, что мир, а также индивидуум, судится по большинству. То есть преступления, которые совершил до возвращения, вовсе не принимаются в расчет, поскольку обратились заслугами. Ведь даже законченные грешники, удостоившись возвращения из любви, считаются полными праведниками.

Авторизация
*
*
Генерация пароля