Внутреннее созерцание

Грешники дважды проигрывают, а праведники наследуют вдвойне.

21) Обратим внимание, что грешники проигрывают дважды, потому что хватают веревку за оба конца. Наш мир создан совершенно опустошенным от подлинного наслаждения, и для того чтобы приобрести какие-либо приобретения, необходимо движение, а известно, что умножение движений приносит человеку огорчение, потому что это исходит от Творца непрямым образом. Однако оставаться опустошенным, без приобретений и благ, также невозможно, потому что это также противоречит корню, ведь корень полон всех благ. И потому в страдании выбирают приумножение движений, чтобы достичь наполнения в виде приобретений. Однако вследствие того что все их приобретения и богатства только для самих себя, и если есть у него сто, желает двести, и получается, что нет у него в день смерти даже половины желаемого. И терпят страдания с двух сторон: и огорчения от умножения движений, и огорчения от отсутствия приобретений, т.к. недостает им половины желаемого. А праведники в своей стране наследуют дважды, т.е. и то, что обращают свое «желание получать» в желание отдачи, и то, что получают с намерением ради отдачи, и поэтому выигрывают дважды, потому что кроме того, что постигают совершенное наслаждение и изобилие приобретений, они постигают также совпадение свойств с Творцом, и этим достигают подлинного слияния и тогда находятся в состоянии покоя, т.к. наслаждение нисходит к ним свыше, безо всякого движения и усилий.

Глава 5

Замысел творения обязывает все части творения достичь окончательного исправления.

22) Теперь, когда мы удостоились всего вышесказанного, мы поймем хоть в какой-то мере силу единства Творца, ведь не являются Его мыслями наши мысли и т.д., и все множество свойств и форм, постигаемых нами во всей этой реальности, что перед нами, все это объединено в Нем в одной единой мысли, т.е. в замысле творения «чтобы насладить сотворенных», и этот единая мысль охватывает всю реальность в полном единстве до окончательного исправления, потому что она – вся цель творения. И она – деятель, т.е. сила, действующая в том, что сделано, поскольку то, что в Нем только мысль, будет в творениях законом, обязательным и неизбежным. И поскольку Он задумал о нас насладить нас, создалось в нас неизбежно это свойство быть получающими Его добро и наслаждение. И она – действие, т.е. после того как в нашу природу заложен этот закон – желание получать наслаждение, мы определены для самих себя по имени действие, поскольку вследствие этого отличия свойств мы выходим из состояния Творца в состояние творения, из состояния деятель в состояние действие. И она – работа и усилия, и по причине силы, действующей в том, что сделано, растет и увеличивается количество стремления получать в нас путем развития миров до состояния отдельного тела в этом мире, т.е. в противоположности свойств от жизни жизней, и нет в его границах никакой отдачи вовне себя, и это приносит телам смерть и всяческие страдания и усилия для души. И это понятие работы в Торе и заповедях. Т.к. посредством свечения кава вместо сокращения притягиваются имена Творца: Тора и заповеди. И посредством усилий в Торе и заповедях с намерением доставить наслаждение Творцу постепенно обращают кли получения в нас в кли отдачи. И это – вся награда, ожидающая нас. Т.к. до тех пор, пока келим получения будут настолько неисправлены, невозможно для нас расширить получение наслаждения от Творца вследствие страха отличия свойств, в виде: «человек, получающий незаслуженное вознаграждение, стыдится смотреть в глаза дающему». Поскольку вследствие этого уже произошло первое сокращение. Однако когда мы исправляем наши келим получения, чтобы были с намерением ради отдачи, этим мы достигаем подобия келим и Творца и становимся достойны получать наслаждение безгранично.

И мы видим, что все эти противоположные свойства во всех этих творениях, что перед нами, т.е. свойства деятель и то, что сделано, свойства неисправностей и исправлений, свойства работы и вознаграждения за нее и прочие, все это включено только лишь в единую мысль Творца и в простой замысел «насладить сотворенных» в точности, не более и не менее. И точно таким же образом в этот замысел включено все множество понятий, как понятия духовные, так и понятия внешних наук, и все множество творений и миров и их разнообразное поведение. Все это исходит и следует только лишь из единого замысла, как это еще будет выяснено далее, в соответствующих местах.

Малхут Бесконечности означает, что малхут не создает там соф.

23) Отсюда ясно сказаное в «Тикуней Зоар» о малхут мира Бесконечности (Эйн Соф), вызывавшее споры и всяческие неясности: можно ли пользоваться названием «малхут Бесконечности», ведь если так, то там должны иметься и первые 9 сфирот, и т.п. Из нашего рассмотрения ясно, что желание получать, входящее в свет Бесконечности обязательным образом, оно и называется «малхут Бесконечности», но эта малхут не создавала там соф (окончания) и границ на свет Бесконечности, т.к. еще не раскрылось в ней отличие свойств по причине желания получать и поэтому называется «миром Бесконечности (Эйн Соф)», т.е. малхут не создает там соф (окончания), и в противоположность этому, после сокращения и ниже, создается в каждой сфире и парцуфе соф силой малхут.

Глава 6

Невозможно,чтобы желание получать раскрылось в ком-либо иначе, как по 4 стадиям, и это 4 буквы имени АВА”Я.

24) Рассмотрим это подробнее, чтобы лучше выяснить понятие «соф», создающееся в малхут.

Предварительно выясним то, что определили нам каббалисты, и это приведено в книге «Зоар» и книге «Тикуней Зоар»: «Нет никакого света, большого или маленького, ни в высших мирах, ни в мирах низших, который не был бы упорядочен в соответствии с 4-буквенным именем Творца АВА”Я.»

И это соответствует также и закону, приведенному в «Эц Хаим», что нет никакого света в мирах, который не был бы облачен в кли. Пояснение. Мы уже выяснили различие между сущностью Творца и светом, распространяющимся от Него, что это только по причине желания насладиться, входящего в распространяющийся свет, и это изменение свойств от сущности Творца, в котором нет ни в коем случае этого желания. И этим определяется распространяющийся свет по имени творение, т.к. вследствие этого изменения свойств свет выходит из состояния «Творец» в состояние «творение». Мы выяснили также, что желание насладиться, входящее в свет Творца, – это мера величины света, и она называется местом света, т.е. получает свет Творца по мере желания получить и стремления, не более и не менее.

Мы выяснили также, что это «желание получать» – это все то новое, что создалось при сотворении миров путем создания «еш ми айн» – из ничего буквально, поскольку только одно это свойство не входит ни в коем случае в сущность Творца (ацмуто), и только теперь Творец его создает для нужд творения в виде «и сотворил тьму», потому что это свойство является корнем для тьмы вследствие отличия свойств в нем, и поэтому оно темнее, чем свет, распространяющийся в нем и по его причине.

И этим пойми, что в каждом свете, распространяющемся от Творца, сразу выделяются этим 2 свойства:

1-е свойство: это сущность (ацмут) распространяющегося света, до раскрытия в нем свойства желания наслаждаться;

2-е свойство: после раскрытия в нем свойства желания наслаждаться, когда он приобретает чуть больший авиют и становится чуть темнее, по причине того, что приобрел отличие свойств.

1-е свойство – это свет, а 2-е свойство – это кли.

Поэтому различаются в каждом распространяющемся свете 4 стадии, по мере развития кли. Потому что форма желания получать, называющаяся кли на распространяющийся свет, не завершается полностью за один раз, а только в виде деятеля и того, что сделано. И имеются две стадии в деятеле и две стадии в том, что сделано, называющиеся потенциал (коах) и деятель в деятеле и потенциал и действие в том, что сделано, итого 4 стадии.

Желание насладиться рождается в творении только с пробуждением его личного стремления к получению.

25) Дело в том, что поскольку кли – это корень для тьмы, т.к. оно противоположно свету, то оно поэтому обязано подвергаться воздействию постепенно, по ступеням, в виде причины и следствия, как написано: «воды зародили и породили тьму», (Мидраш Раба, Шемот, п.22), т.к. тьма – порождение самого света и подвергается его воздействию в виде беременность и рождение, и это потенциал (коах) и деятель. Т.е. сразу обязательно включено в любой распространяющийся свет свойство желания получать, но оно еще не называется изменением свойств, пока не проявится в свете это желание определенным образом. И для этого недостаточно свойства желания получать, входящего в свет со стороны Творца, а творение само обязано раскрыть желание получать в нем в действии, со своей собственной стороны. То есть обязано притянуть наслаждение по своему желанию более, чем та мера света, которая распространяется в нем со стороны Творца. И после того как начнет действовать творение своими силами в увеличении меры желания, тогда определяется в нем постоянное стремление и желание получать, и тогда свет может облачиться в кли постоянным образом.

И это истина, что свет Бесконечности распространяется якобы также по 4 этим стадиям, до большой степени (гадлут) желания со стороны самого творения, т.е. до стадии далет (4-й). Т.к. без этого не вышла бы вообще из свойства сущности Творца, чтобы быть определенной своим собственным именем, т.е. Бесконечность. Однако вследствие всемогущества Творца не изменилась ее форма вообще по причине желания получать, и не определено там никакого изменения между светом и местом света, т.е. желанием наслаждаться, и они одно буквально. И как сказано в «Пиркей де раби Элиэзер», что, прежде чем был сотворен мир, были Он и имя Его едины. И на самом деле неясен двойной повтор: «Он и имя Его», ведь прежде чем был сотворен мир, в чем там смысл Его имени, и он мог бы сказать, что прежде, чем был сотворен мир, был Он один? Но имеется в виду свет Бесконечности прежде сокращения, т.к. несмотря на то что там имеется свойство места и свойство желания получать наслаждение от сущности Творца, однако безо всяких изменений и отличий между светом и местом. И «Он» – это свет Бесконечности, а «имя Его» – желание наслаждаться, включенное туда без никаких изменений вообще. И пойми то, на что намекнули мудрецы, что «имя Его» (шмо) в гематрии равно «желанию» (рацон), т.е. «желанию насладиться».

Система всех миров в замысле творения называется Бесконечностью. Общность всех получающих в Бесконечности называется малхут Бесконечности.

26) Мы уже выяснили: «конец действия – в замысле изначально», что это замысел творения, который распространился из сущности Творца, чтобы насладить сотворенных. И выяснили, что в Творце мысль и свет – это одно. И этим понятно, что свет Бесконечности, распространяющийся из сущности Творца, включает всю реальность, которая перед нами, до будущего конечного исправления, являющегося концом действия, и в Нем, в Творце, уже завершены все сотворенные во всем совершенстве и наслаждении, которым пожелал насладить их. И эта реальность, совершенная во всей необходимой полноте, называется светом Бесконечности, а все, включенное туда, называется малхут Бесконечности.

Авторизация
*
*
Генерация пароля